203 мм. гаубица Б-4 установлена в Одессе, на территории музея-мемориала героической обороны Одессы.
Б-4 - советская гаубица образца 1931 года калибра 203 мм. Б-4 была предназначена для штурма крепостей, прорыва укрепленных полос, разрушения ДЗОТов и ДОТов. Свою высокую эффективность гаубице Б-4 удалось продемонстрировать в Советско-финской и Великой Отечественной войнах. После окончания ВОВ, Б-4 длительное время состояла на вооружении как буксируемое орудие и в модернизированном варианте самоходного орудия.
Конструкторское бюро Артиллерийского комитета, получило в 1926 году задание, на разработку в течении 46 месяцев гаубицы большой досягаемости калибра 203 мм. Разработка проекта гаубицы была завершена в январе 1928 года. КБ представило два практически идентичных варианта гаубицы, имевших одинаковую баллистику и отличавшихся наличием либо отсутствием дульного тормоза. В итоге, заказчик остановился на варианте гаубицы, не оснащенной дульным тормозом.
Опытный образец гаубицы был изготовлен заводом «Большевик» в 1931 году. Летом были проведены первые стрельбы. До 1933 года продолжались сначала полигонные, а затем и войсковые испытания. По результатам испытаний гаубица была принята на вооружение РККА. В войсках на 6 марта 1933 года числилось 7 гаубиц, а к 1 января 1937 года - 119 гаубиц Б-4. На момент начала ВОВ, на вооружении РККА, состояло 849 гаубиц Б-4. В дополнительных планах состояло производство еще 571 гаубицы.
Во время Финской войны, гаубицы Б-4, в первую очередь использовались для разрушения укреплений. Гаубицы Б-4 получили прозвище «карельский скульптор» за свою исключительную огневую мощь. После применения Б-4 по целям противника, от ДОТов оставались только нагромождения бетона, металла и камней. На финском фронте, на начало марта 1940 года, насчитывались 142 гаубицы Б-4. За время боевых действий были потеряны 4 орудия.
На момент начала Великой Отечественной Войны, гаубицы Б-4 находились в составе только гаубичных артиллерийских полков резерва Верховного Главнокомандования (РВГК). Ставка Верховного Главнокомандования, маневрируя артиллерией резерва, в нужные моменты образовывала над противником большое количественное и качественное превосходство.
От момента начала войны до декабря 1941 года, были потеряны 74 гаубицы. За это же время, в войска поступили 105 орудий. После этого, гаубичные полки большой мощности, были отведены в глубокий тыл. В активные боевые действия они были введены только к концу 1942 года, после постепенного перехода инициативы в руки РККА.
Говоря об исключительной мощности гаубиц Б-4, можно привести пример из хода Курской битвы, когда неподалеку от станции Поныри была обнаружена полностью разрушенная немецкая самоходно-артиллерийская установка «Ferdinand». САУ получила прямое попадание снаряда гаубицы в крышу.
Несмотря на то, что Б-4 не предназначалась для стрельбы прямой наводкой, она успешно применялась даже и в таком качестве, особенно в городских боях. Активное участие гаубицы Б-4 принимали в Берлинской операции.
Фотографии гаубицы сделаны в 2012 году.
Технические характеристики гаубицы Б-4. |
|
Калибр | 203,4 мм. |
Длина ствола | 5087/25 мм./клб. |
Масса ствола с затвором | 5200 кг. |
Угол горизонтального наведения | ±4° |
Угол вертикального наведения | 0-60° |
Длина орудия в боевом положении | 9365 мм. |
Ширина орудия в боевом положении | 2490 мм. |
Ширина трака | 460 мм. |
Масса орудия | 17 700 кг. |
Расчет | 15 человек |
Скорость передвижения по дорогам | 5-15 км./ч. |
Скорострельность орудия | 1 выстрел за 2 минуты |
Время перевода в боевое из походного положения | от 45 минут до 2 часов. |
Неподалеку от памятника гаубице Б-4 расположены следующие памятники: