Гаубица М-30 образца 1938 года, Одесса

М-30 М-30 http://litnik.pp.ua

Памятник гаубице М-30 установлен в Одессе, на территории музея-мемориала героической обороны Одессы.

Гаубица калибром 122 мм. образца 1938 года (М – 30). Гаубица находящаяся на вооружении армии Советского Союза в период войны 1941 – 45 года. Серийно выпускалась с 1939 года по 1955 год. До сих пор используется армиями многих стран, принимала участие практически во всех войнах и вооруженных конфликтах с середины двадцатого века. Этой гаубицей вооружались первые крупносерийные самоходные установки (СУ – 122) Советского Союза времен войны 1941 – 45 года. По мнению многих экспертов артиллерии, М – 30 является одной из лучших пушек ствольной артиллерии Советского Союза середины двадцатого века.

История создания гаубицы М-30.

Полевые орудия дивизионного звена состоящие на вооружении РККА в 1920 годы остались ей от армии Российской Империи. Это были гаубицы калибра 122 мм, образца 1909 и 1910 годов. Первую проектировал немецкий концерн «Крупп», вторую французская фирма «Шнейдер». Заказчиком выступала Российская Империя. Орудия были использованы во временя первой мировой и гражданской войн. К 1930-му году эти гаубицы морально устарели. Проводили модернизацию этих орудий (для первого в 1937 году, для второго в 1930 году) и улучшили дальность стрельбы, но даже модернизированные, они не удовлетворяли требования своего времени (недостаточная мобильность, угол возвышения, скорость наводки). Ввиду вышеперечисленного, уже в 1928 году поднимался вопрос о проектировании новой дивизионной гаубицы с калибром 107 – 122 мм. Летом 1929 года было готово техническое задание на разработку такой гаубицы.

Но ввиду отсутствия конструкторских и инженерных кадров, проектирование нового орудия своими силами было нереально. Приняли решение заимствовать передовой опыт иностранных разработчиков при реализации поставленной задачи. КБ-2 приступило к проектированию, использовав для этой задачи немецких специалистов. В 1932 году были проведены полевые испытания первого образца нового орудия, а в 1934 году гаубицу приняли на вооружение под маркировкой «122-миллиметровая гаубица образца 1934 г.». Окрестили ее «Лубок» и век ее был недолог, что обуславливалось недостатками конструкции (однобрусный лафет и металлические колеса без шин, ограничивающие скорость буксировки). Всего было выпущено 11 единиц орудия. Серийное производство быстро прекратили. Причин называется несколько – желание ГАУ иметь пушку с раздвижными станинами, ликвидация КБ – 2… Но единственным веским аргументом не выпускать эту пушку была сложность ее в производстве. В серийном производстве все это время выпускалась орудие обр. 1910 года, несмотря на то что оно сильно проигрывало «Лубку» в боевых характеристиках.

С середины 1930 годов ГАУ раздирали противоположные точки зрения на будущее советской дивизионной артиллерии. Споры велись вокруг калибра и типа орудия. В качестве альтернатив рассматривалась 107 мм. полевая гаубица, которая была значительно легче и мобильнее чем 122 мм. В марте 1937 года было проведено совещание, которое рассматривало вопрос дальнейшего развития артиллерии СССР. На нем, в пользу 122 мм. гаубицы, решительно высказался маршал А.И. Егоров. Аргументировал свою позицию маршал более высокой мощностью 122 мм. осколочно-фугасного снаряда и наличием большого количества боеприпасов и мощностей для их выпуска. Но факт выступления маршала остается неподтвержденным многими источниками, возможно решающим аргументом стал опыт в использовании русской артиллерии. Исходя из этого опыта, калибр 122 мм – минимально возможный калибр для использования в разрушении фортификационных укреплений, к тому же, это наименьший калибр позволяющий создание для него специального бетонобойного снаряда. Как результат, проекты 107 мм гаубицы поддержки не получили, а внимание ГАУ сфокусировалось на 122 мм гаубице по типу «Лубка», но на лафете с раздвижной станиной.

Осенью 1937 года группа конструкторов Мотовилихинского завода, руководителем которой был Ф.Ф. Петров, получила ТЗ на проектирование такого орудия. Проект проиндексировали как М – 30. Почти одновременно, по собственной инициативе, в игру вступило КБ завода номер 92 (под руководством главного конструктора В.Г. Грабина, индекс разработки Ф – 25). Третьим участником стал коллектив КБ Уральского завода тяжелого машиностроения (собственная инициатива, индекс орудия У-2). Все проекты имели схожую конструкцию.

У-2 не прошла полигонные испытания из-за деформации станины. Доработку проекта признали нецелесообразной поскольку по баллистике он уступал М-30 (несмотря на то, что по кучности огня превосходил его). Проект Ф – 25 успешно прошел заводские испытания, но не был допущен на полигонные испытания, т.к. ГАУ решило, что Ф – 25 интереса не представляет, поскольку уже проведены полигонные и войсковые испытания проекта М – 30, более мощного чем Ф – 25.

М–30 был рассмотрен в ГАУ зимой 1937 года. Орудие заимствовало много частей от других орудий (устройство канала ствола, тормоз отката и передок были заимствованы от гаубицы «Лубок»). Были проигнорированы требования ГАУ оснастить проект клиновым затвором (вместо этого М – 30 оснастили поршневым затвором, заимствованным у гаубицы обр. 1910 года). Полигонные испытания проходили осенью 1938 года и были признаны неудовлетворительными (дважды ломалась станина), несмотря на это образец был направлен на войсковые испытания.

Дорабатывалось орудие тяжело. Зимой 1938 года на войсковых испытаниях трех доработанных гаубиц были выявлены множество недостатков. Рекомендовалось доработать орудие и провести полигонные испытания снова, а войсковые – не проводить. Но в 1939 году, войсковые испытания проводились повторно. Только осенью 1939 года М – 30 приняли на вооружение под названием 122 мм. дивизионная гаубица образца 1938 года.

Фотографии пушки сделаны в 2012 году. С техническими характеристиками орудия можно ознакомиться на странице, посвященной памятнику гаубице М-30, установленному в Вознесенске.


m-30-01m-30-02m-30-03m-30-04m-30-05m-30-06m-30-07m-30-08m-30-09m-30-10m-30-11m-30-12m-30-13m-30-14m-30-15m-30-16m-30-17m-30-18m-30-19m-30-20m-30-21


Неподалеку от памятника гаубице М-30 расположены следующие памятники:

Танк НИ-1

ЗПУ-1

Трамвай серии Х

Советский бронепоезд

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Область: Одесская
  • Город: Одесса
  • Координаты: 46.374952 30.733607
  • Адрес: ул. Дача Ковалевского
  • Тип: Артиллерия
  • Состояние памятника: Отличное

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top