Истребитель И-16, Одесса

И-16 И-16 http://litnik.pp.ua

Памятник самолету И-16 установлен в городе Одессе, в музее-мемориале героической обороны Одессы. Самолет установлен на стеле, символизирующей взлет самолета.

Н.Н. Поликарпов по праву носил неофициальный титул «Короля истребителей». В течение 10 предвоенных лет советские летчики-истребители летали исключительно на самолетах его разработки. Однако, жизненный путь конструктора, был совсем не легким. В ноябре 1929 года, он, имевший за плечами ряд удачных разработок (включая такую машину как У-2), после катастрофы опытного самолета был обвинен во вредительстве и приговорен к расстрелу.

Через два месяца, без отмены приговора, его направили в Особое конструкторское бюро НКВД, организованное в Бутырской тюрьме. Там им был разработан достаточно удачный истребитель И-5. Показ машины руководству страны решил судьбу конструктора. В 1931 году Поликарпов вышел на свободу, а И-5 был принят к серийному производству и находился на вооружении почти 10 лет. После освобождения, Николай Николаевич работал в Центральном конструкторском бюро (ЦКБ) ЦАГИ в бригаде П.О. Сухого, а с 1933 года возглавил истребительную бригаду ЦКБ завода №39. В этой должности им на основе конструкции И-5 был создан И-15, ставший одним из лучших истребителей-бипланов в истории авиации.

Поликарпов понимал, что эра бипланов заканчивается, а для получения больших скоростей полета необходим переход к схеме моноплана. В 1932 году он, в инициативном порядке, начинает разработку самолета, ставшего впоследствии одним из известнейших в мировой авиации (ЦКБ ЦАГИ также работало над истребителем-монопланом, но уже по заданию ВВС). В ноябре 1933 года, макет новой машины ЦКБ-12 был представлен руководству ВВС. Самолет поражал своим необычным видом – короткий лобастый фюзеляж с гладкой фанерной обшивкой, свободнонесущее крыло с развитыми зализами и убирающееся шасси. Все это настолько резко выделяло его на фоне существовавших истребителей, что 22 ноября, еще до первого полета, был подписан приказ об организации его серийного производства. 30 декабря 1993 года В.П. Чкалов впервые поднял машину в воздух.

И-16 строился серийно в течении восьми лет, постоянно совершенствуясь. Так, первые серийные машины оснащались двигателем М-25 – лицензионный Wright-Cyclone 1820 мощностью 625 л.с. Поздние модификации истребителя получили двигатели М-62 и М-63 мощностью по 1100 л.с. Вооружение истребителя, первоначально состоявшее из двух крыльевых пулеметов ШКАС калибром 7,62 мм. Также постоянно усиливалось. На И-16 тип 6 был добавлен третий синхронный пулемет в нижней части фюзеляжа, а тип 10 имел уже четыре ШКАСа. На более поздние машины устанавливались крыльевые пушки ШВАК калибром 20 мм. Кроме того, появилась возможность подвески бомбового и ракетного вооружения. Поздние модификации могли оснащаться радиостанцией.

За годы своей службы самолет прошел через многие войны и военные конфликты. Наши летчики дрались на нем в небе Испании, Китая, Монголии и Финляндии. Для многих немецких, итальянских и японских самолетов встреча с этим маленьким и маневренным истребителем стала роковой. Однако, развитие техники не стоит на месте, и к концу 1930-х годов И-16 стал сдавать позиции, уступая новейшим немецким и японским истребителям. К началу Великой Отечественной войны, И-16 уступал своему основному противнику – немецкому BF-109 по всем основным параметрам, кроме горизонтальной маневренности.

Серийное производство И-16 продолжалось до начала 1942 года, когда он был полностью смене на сборочных линиях более современными машинами. Всего советской промышленностью было построено 10292 И-16 всех модификаций, включая 3189 двухместных учебно-тренировочных И-16 тип 15 (УТИ-4).

Фотографии самолета сделаны в 2012 году.

Технические характеристики самолета И-16

тип 5

тип 24

Год выпуска 1936    1940
Экипаж, чел. 1 1
Длина самолета, м.        6.07 6.13
Размах крыла, м. 9.0 9.0
Площадь крыла, м2 14.54 14.54
Взлетный вес, кг. 1590 1882
Мотор М-25А М-63
Мощность, л.с. 715 1100
Максимальная скорость у земли, км/ч. 390 415
Максимальная скорость на высоте, км/ч. 445 470
Время набора высоты 5 км., мин. 7.4 5.8
Время виража, сек. 14-15 17-18
Практический потолок, м. 9100 9900
Дальность полета, км. 540 440
Число пулеметов 2 4

i-16-01i-16-02i-16-03i-16-04i-16-05i-16-06i-16-07i-16-08i-16-09i-16-10i-16-11i-16-12i-16-13i-16-14i-16-15i-16-16i-16-17i-16-18i-16-19i-16-20i-16-21i-16-22i-16-23i-16-24i-16-25i-16-26i-16-27


Неподалеку от памятника И-16 расположены следующие памятники:

Корабельное орудие Б-34

ЗПУ-1

ЗРК С-75 Волхов

Танк НИ-1

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Город: Одесса
  • Координаты: 46.374952 30.733607
  • Адрес: ул. Дача Ковалевского
  • Тип: Самолет
  • Состояние памятника: Отличное

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top