Л-39 Альбатрос. История рождения.

Л-39 Л-39 http://litnik.pp.ua

Учебно-боевой самолет L-39 Albatros установлен в Полтавском музее авиации.

В 1972 году на смену УТС Л-29 Дельфин, пришел новый учебно-тренировочный самолет Л-39 Альбатрос. Сфера применения осталась та же – основная и продвинутая летная подготовка, возможность обучения применению вооружения. Производитель тоже остался прежний – Чехословацкая республика. Данное положение дел стоило бы отметить своим вниманием – проектирование и производство авиатехники всегда считались прерогативой крупных государств-лидеров, но совершенно неожиданно, конкуренцию им смогла составить небольшая Чехословакия. Прорыв был в 1956 году, когда в конкурсе на лучший реактивный УТС признали победителем самолет Л-29 Дельфин (так же спроектированный и построенный чехословацким заводом «Аэроводоходы») - предшественник Л-39 Альбатрос. Дельфин был простым в управлении, неприхотливым в эксплуатации и стал любимцем летчиков. Но ему были присущи некоторые недостатки, попытки устранить которые показали низкий потенциал машины для модернизации. А развитие авиации выдвигало повышенные требования к квалификации летчиков. Так появилась необходимость в создании нового УТС.

В качестве заказчика выступило Министерство национальной Обороны Чехословакии. Составление технического задания военные начали в 1963 году, совместно с союзниками и конечно же с основным заказчиком – Министерством обороны СССР. Зимой 1964 года разработчик получил предварительное техническое задание. В нем излагались новые требования к системе обучения молодых летчиков. Для этого предлагалось спроектировать самолет, который сохранил бы в себе все положительные качества Дельфина, но обеспечил бы более высокую тяговооруженность и надежность при использовании машины с грунтовых полос. Массу аппарата заказчик ограничил цифрой 3400 кг., особое внимание обращалось на расположение кабин инструктора и обучаемого – они должны были быть подобны расположению кабин боевого самолета.

Задание принял коллектив конструкторов под руководством Яна Влчека, главного конструктора НИАИ (Научно Исследовательский Авиационный Институт). Ведущим конструктором проекта стал Карел Длугы.

Новый самолет хотели применить для всех видов летной подготовки. Но потом у заказчика появилась идея тренировать летчиков на Дельфине, а потом повышать их квалификацию используя новую машину, скорость полета которой должна была составить 1,2 Маха. Проектировщики стали прорабатывать такую машину, и даже присвоили ей официальное обозначение Л – 39М1. Но в итоге заканчивать его разработку не стали, поскольку заказчик вернулся к идее единого дозвукового самолета.

Наконец летом 1964 года проектировщик получил утвержденное техзадание на учебно-тренировочный самолет, который назвали Л-39 Альбатрос. Примерно через полтора года, работу передали народному предприятию «Аэроводоходы» – новейшему авиазаводу, постройки 1953 года. Позже завод приобрел известность благодаря выпуску самолетов не только созданных в ЧССР, но и советских – по лицензии.

Л-39 Альбатрос стал уникальным в своем роде самолетом, заняв четвертое место в мире по количеству собранных единиц, уступив первенство американскому Т-33, советскому МиГ-15УТИ, и своему предшественнику Л-29 Дельфин. Всего, с 1971 года и по 1999 год, было выпущено 2868 самолетов.

Фотографии самолета сделаны в 2013 году и предоставлены Олегом Медведенко аки BAMS. Стоит заметить, что на фотографиях данный экземпляр самолета имеет аутентичную окраску и технические надписи, которые явно исчезнут после нанесения современного камуфляжа.

С техническим характеристиками можно ознакомиться на странице, посвященной памятнику самолету Л-39, установленному в киевском музее авиации «Жуляны». Полная версия фотообзора самолета (содержащая более 350 детальных фотографий) будет опубликована в ближайшее время на портале стендового моделизма «Литник».


l-39-01l-39-02l-39-03l-39-04l-39-05l-39-06l-39-07l-39-08l-39-09l-39-10l-39-11l-39-12l-39-13l-39-14l-39-15l-39-16l-39-17l-39-18l-39-19l-39-20l-39-21l-39-22l-39-23l-39-24l-39-25l-39-26l-39-27l-39-28l-39-29l-39-30l-39-31l-39-32l-39-33l-39-34l-39-35l-39-36l-39-37l-39-38l-39-39l-39-40l-39-41l-39-42l-39-43l-39-44l-39-45l-39-46l-39-47l-39-48l-39-49l-39-50l-39-51l-39-52l-39-53l-39-54l-39-55l-39-56l-39-57l-39-58l-39-59l-39-60l-39-61l-39-62l-39-63l-39-64l-39-65l-39-66l-39-67l-39-68l-39-69l-39-70l-39-71l-39-72l-39-73l-39-74l-39-75l-39-76l-39-77l-39-78l-39-79l-39-80l-39-81l-39-82l-39-83l-39-84l-39-85l-39-86l-39-87l-39-88l-39-89l-39-90l-39-91l-39-92l-39-93l-39-94l-39-95l-39-96l-39-97l-39-98l-39-99


Неподалеку от памятника самолету Л-39 установлены следующие памятники:

Самолет Ту-95МС

Самолет Су-15

Самолет Ту-160

Р-145БМ Чайка

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Область: Полтавская
  • Город: Полтава
  • Координаты: 49.618231 34.502453
  • Адрес: на территории бывшей военной части
  • Тип: Самолет
  • Состояние памятника: Отличное

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top