Самолет Л-29 Дельфин, Полтава

Л-29 Л-29 http://litnik.pp.ua

Памятник самолету Л-29 "Дельфин" установлен в Полавском музее авиации.

Середина 20-го столетия. 1950-й год. Поршневые самолеты утратили свою актуальность. По всем параметрам, они уступали своим более молодым реактивным собратьям. Господство в небе, бесспорно, было за реактивной авиацией. Пришло время менять «коней». Курсантам старших курсов летных училищ трудно было пересесть со старых поршневых самолетов в новые учебно-боевые. Слишком велики были различия. Появилась необходимость в новом реактивном, учебно-тренировочном самолете.

Как это всегда бывает, работы по переоснащению авиационной базы начали вестись во многих странах мира одновременно. Это была Франция, со своим CM.170 fouga Magister (1954-й год), США, и его Cessna T37 (54-й), в Великобритании был British Aerospace Jet Provost (он поднялся в небо в 58-м году), Италия и Aeromacchi M.B. 326 (первый полет в 57-м). Естественно такая, активность, не осталась незамеченной, для Советского Союза. Надо было ответить, чем-то своим.

К тому времени, уже существовал лагерь стран социализма. Функционировал Совет Экономической Взаимопомощи этих стран, и был, ратифицирован Варшавский Договор. Решение о месте проектирования, и производства, реактивного УТС, принималось с учетом этих фактов. Авиационная промышленность, в странах соцлагеря, имелась в Польше, Чехословакии, само собой в СССР, и немного в ГДР. Несмотря на необходимость создания, подобного рода самолета, проект начинался как инициативный. Автором проекта, стал инженер, Зденек Рублич. В 1955-м году, он, руководитель конструкторского отдела ЛИИИ (Исследовательский Испытательный Летный Институт) в Чехословакии, с группой поддерживающих его коллег, начал работы по созданию первого в странах соцлагеря УТС на реактивной тяге. Ближайшим помощником в его работе выступил инженер-конструктор Карел Томаш, обладавший большим опытом в проектировании учебных самолетов. Для рассчетов аэродинамики новой машины были привлечены инженеры Ян Глава, и Хозеф Хошек. Потом, много позже, уже после первого полета своего детища, в начале 60-х годов, когда Рублич и Томаш ушли на заслуженный отдых, главным конструктором этого проекта стал ассистент Зденека Рублича, Ян Влчек.

Таким образом, была создана, и работала группа конструкторов легендарного L-29 Delfin. Двигатель для нового самолета проектировался то же в Чехословакии. В марте 1956-го года было решено создать турбореактивный двигатель для нового УТС. Проектированием агрегата занялся инженер Рада. Конструкция двигателя предусматривала центробрежный одноступенчатый компрессор и семь индивидуальных камер сгорания. Так же в него входила осевая газовая турбина. Чешская авиапромышленность на то время уже освоила выпуск подобных двигателей по советской лицензии. Первый прототип нового двигателя для Л-29 Delfin получил обозначение М-701 и поступил на испытательный стенд в сентябре 1958-го года. Уже в апреле 59-го двигатель испытали на всех режимах. Полностью испытания двигателя закончились летом 1960-го года. И его начали устанавливать, на серийные Л-29.

Фотографии самолета L-29 Дельфин предоставлены Олегом Медведенко аки BAMS. С техническими характеристиками самолета можно ознакомиться на странице, посвященной памятнику самолету Л-29 в Запорожье. 


l-29-001l-29-002l-29-003l-29-006l-29-007l-29-008l-29-009l-29-010l-29-011l-29-012l-29-013l-29-014l-29-015l-29-018l-29-019l-29-021l-29-023l-29-024l-29-026l-29-028l-29-034l-29-035l-29-036l-29-037l-29-038l-29-039l-29-040l-29-041l-29-044l-29-050l-29-051l-29-052l-29-054l-29-055l-29-056l-29-058l-29-059l-29-062l-29-064l-29-065l-29-066l-29-067l-29-068l-29-070l-29-071l-29-072l-29-073l-29-074l-29-077l-29-079l-29-080l-29-081l-29-082l-29-085l-29-092l-29-095l-29-098l-29-100l-29-101l-29-102l-29-103l-29-104l-29-105l-29-106l-29-107l-29-114l-29-115l-29-117l-29-118l-29-119


Неподалеку от памятника самолету Л-29 установлены следующие памятники:

самолет Ту-160

самолет Ту-95МС

самолет Су-15

самолет Ту-22КД

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Область: Полтавская
  • Город: Полтава
  • Координаты: 49.618231 34.502453
  • Адрес: на территории бывшей военной части
  • Тип: Самолет
  • Состояние памятника: Отличное

Комментарии   

 
0 # Владислав 18.06.2014 19:57
К сожалению, с недавнего времени "Дельфина" нет в экспозиции музея...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Олег 04.07.2014 15:17
Он музейным никогда не был.Это самолёт частного владельца.В 2001-2002г активно летал в полтавском аэропорту,потом долгое время стоял там зачехлённым.Пот ом его перевезли в музей.Осенью прошлого года его выкупил харьковский аэроклуб.Восста навливают до лётного состояния в Коротиче под Харьковом.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Владислав 14.07.2014 18:09
Комментарий был к тому, что данного самолета уже нет. Да, знаю, что он был частным и просто стоял в музее. Просто, если на этом сайте базу стараются держать актуальной - то этого самолета, увы, в Полтаве уже нет
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Qwerty 25.07.2014 14:57
Цитирую Владислав:
Просто, если на этом сайте базу стараются держать актуальной - то этого самолета, увы, в Полтаве уже нет

Я никогда не ставил целью иметь актуальную базу, в том смысле, что если памятник снесен или перемещен, то я не собираюсь удалять статью и фото с сайта. Есть масса памятников уже не существующих, к сожалению. Хотя чем они мешали не могу понять. А как быть, кстати, сегодня с Крымскими памятниками в таком случае?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top