Самолет Ла-5 - истребитель Второй Мировой, Запорожье.

Ла-5 Ла-5 http://litnik.pp.ua

Памятник самолету Ла-5 установлен в городе Запорожье.

Перед началом войны 1941 – 45 годов, практически вся серийная авиация СССР состояла из самолетов смешанной конструкции. Несмотря на недостатки древесины в качестве материала для каркасов, появление бакелитовой фанеры и продвижение самолета ЛаГГ-3, сделанного из этих материалов, доказало возможность использования самолетов Лавочкина для производства современного на тот момент истребителя цельнодеревянной конструкции.

Правда, существовал ряд сложностей. Поскольку весь фюзеляж самолета ЛаГГ-3, собирался без единой металлической детали, требования к квалификации рабочих, и условиям сборки были очень высокие. В цехе строжайше выдерживались параметры запыленности, влажности, температуры. Опытный экземпляр был собран с особой тщательностью, затем покрыт лаком и отполирован для улучшения аэродинамики. Это привело к тому, что в серии, самолет выдавал совершенно другие летные характеристики, невыгодно уступая опытной модели.

Вклад самолетов Лавочкина в обеспечение превосходства в небе.

Несмотря на то, что ЛаГГ-3 был копилкой конструктивных недоработок и сложной в пилотировании машиной, летчикам он полюбился. В боях самолет показал неимоверную живучесть, известны случаи, когда машина дотягивала до аэродрома базирования с фюзеляжем похожим на «решето». К 1942 году ЛаГГ-3 уже откровенно уступал новым модификациям истребителей врага. Фронт жаловался на слабое вооружение и недостаточный боекомплект.

Лавочкин пошел навстречу требованиям фронта и увеличил калибр и боезапас, тем самым сделав конструкцию более тяжелой. Пострадали в первую очередь скорость и скороподъемность. Проблема решалась заменой двигателя. Лавочкин планировал использовать новый двигатель с жидкостным охлаждением М-107, который гарантировал прирост мощности в 350 лошадок, которых так не хватало изрядно «пополневшему» ЛаГГ-3. Но воспользовавшись своим высоким положением, Яковлев (личный референт Сталина в вопросах авиации) забрал все опытные образцы М-107 к себе в бюро. Ситуация усугублялась тем, что даже маломощный М-105, был большим дефицитом, ввиду того что на всех истребителях устанавливались двигатели с жидкостным охлаждением.

Вместе с тем, 40 процентов авиационных моторов производимых на заводах к 1942 году, были с системой воздушного охлаждения. И Лавочкин принял решение использовать АШ-82 мощностью 1700 л.с. Новый мотор обеспечил тяжелой конструкции необходимую скорость. Но несоответствие размеров и веса потребовало значительных переделок в каркасе самолетов Лавочкина. На это нужно было время, а времени не было.

Заместителю Лавочкина - С.М. Алексееву удалось в невероятно сжатые сроки без расчетов и без чертежей собрать опытный самолет. Это спасло КБ от роспуска. На тот момент Государственным Комитетом Обороны уже было принято решение о снятии истребителя ЛаГГ-3 с производства и о передаче заводов, на которых он выпускался, в ведомство КБ Яковлева. Но незадолго до отправки КБ в Тбилиси, летчик-испытатель В.Я. Мищенко поднял в воздух новую машину. Речь идет о прототипе истребителя Ла-5.

Тогда на КБ Лавочкина начало оказываться сильное давление. Для начала самолет перестали пускать в цех, затем запретили пользоваться заводским аэродромом, а затем и вовсе сняли КБ с бензинового довольствия. Но несмотря на все трудности, коллектив упорно не хотел отказываться от своего детища.

В апреле 1942 года летчики-испытатели А.Г. Кубышкин и А.П. Якимов смогли продолжить летные испытания. Для взлета пользовались залитой талой водой полосой в десяти километрах от завода. Выявленные в ходе испытаний недоработки исправлялись прямо на поле. Работа велась круглосуточно, ночью работали при свете автомобильных фар. Всего было проведено 26 полетов, а отчет отправлен в Москву. В нем было указанно что основная часть испытаний пройдена успешно, но не решена проблема с перегревом двигателя. Москва дала на доработку десять дней.

Только невероятное везение спасло самолет. Рабочий завода наткнулся на забытый радиатор от М-107, и хотя Лавочкиным было запрещено брать «чужое», рабочие его не послушались и установили найденную деталь на самолет, выколотив за ночь обтекатель из дюраля. Мотор перегреваться перестал. В начале мая прошли испытания на штопор без предварительных тестов в аэродинамической трубе. Для летчика это означало почти неизбежную смерть. Но самолет оказался настолько талантливо сконструирован и качественно собран, что и в этот раз испытания окончились полным успехом.

20 мая 1942 года принято решение о начале серийного производства истребителя ЛаГГ-3 под новым обозначением ЛаГГ-5. Первые самолеты серии стали поступать на фронт в июле 1942 года. А 8 сентября 1942 г., истребители были переименованы в Ла-5 и впоследствии стали основными истребителями Второй Мировой.

Фотографии самолета сделаны в 2013 году. Следует заметить, что на самом деле, памятником является макет самолета Ла-5, а не оригинальный самолет.

Летно-Технические Характеристики самолета Ла-5

Высота 2,54 м.
Длина 8,67 м.
Масса пустого 2681, кг.
Масса взлетная 3360, кг.
Размах крыла 9,80 м.
Площадь крыла 17,50 м2
Тип двигателя 1 поршневой двигатель Швецов М-82
Мощность 1330 л.с.
Скорость на высоте максимальная 580 км./ч.
Скорость у земли максимальная 509 км./ч.
Практический потолок 9500 м.
Практическая дальность 1190 км.
Максимальная скороподъемность 833 м./мин.
Экипаж 1 человек
Вооружение две пушки ШВАК калибра 20-мм. и 2 100-кг. бомбы ФАБ-100

la-5-01la-5-02la-5-03la-5-04la-5-05la-5-06la-5-07la-5-08la-5-09la-5-10la-5-11la-5-12la-5-13la-5-14la-5-15la-5-16la-5-17la-5-18la-5-19la-5-20la-5-21la-5-22la-5-23


Неподалеку от памятника автомобилю ЗиС-5 расположены следующие памятники:

Казацкая Чайка

Самолет Л-29 Дельфин

Самолет МиГ-21Ф-13

Танк Ис-3М

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Область: Запорожская
  • Город: Запорожье
  • Координаты: 47.845855 35.110093
  • Адрес: ул. Победы 41
  • Тип: Самолет
  • Состояние памятника: Отличное

Комментарии   

 
0 # Granit 19.02.2014 10:38
Что-то не пойму, Як-50/52 так испохабили ? :o
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Qwerty 19.02.2014 11:44
Вообще-то это макет сделанный непонятно из чего на самом деле. Но все-таки памятник самолету...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Granit 19.02.2014 13:38
Я понимаю, что макет. Донором что послужило, вот в чем вопрос :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Qwerty 24.02.2014 10:28
Я этого к сожалению не знаю, никогда не интересовался.. . :(
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top