Самолет МиГ-15УТИ, Жуляны, Киев

МиГ-15УТИ МиГ-15УТИ http://litnik.pp.ua

 

Самолет МиГ-15 УТИ установлен в музее авиации Жуляны, город Киев.

После того как выпускается новый боевой самолет, заказчик, как правило, заказывает выпуск такого же учебно-тренировочного самолета. Так было и с самолетом МиГ-15. Осенью 1948 года конструкторское бюро Микояна и Гуревича начало разработку проекта двухместного учебно – тренировочного самолета МиГ-15. Основанием стали требования ВВС выдвинутые военными в заключении по государственным испытаниям нового боевого самолета МиГ-15. Весной 1949 года КБ, постановлением совета министров СССР, получило официальное задание на разработку, в котором было сказано - что бы обеспечить обучение летного состава ВВС полетам на новом истребителе МиГ-15, требуется разработка его учебно-тренировочной модели. Опытный образец МиГ-15УТИ был сделан путем изменения серийного истребителя в течении весны 1949 года.

Кабину инструктора разместили, уменьшив первый фюзеляжный топливный бак. Обе кабины сделали герметичными и оборудовали в них катапультные кресла. Фонарь передней кабины открывался вправо, задней – сдвигался к хвосту самолета. Изменению подверглись также механизмы управления самолетом и топливная система. Управление из кабины инструктора механически связали с управлением из кабины ученика. Топливная система состояла из трех фюзеляжных баков и двух подвесных, общей емкостью 1630 литров. На самолет ставили две аккумуляторные батареи 12 – А – 30 для автономного пуска двигателя. Из специального оборудования самолета можно отметить автоматический стрелковый прицел, приемно – передающую радиостанцию, радиополукомпас с отметчиком, переговорное устройство, кислородный прибор, и фотоаппарат. Вооружением служила одна пушка калибра 23 мм, с боезапасом 80 патронов и пулемет. Как и в боевом варианте МиГ-15, стрелково - пушечная установка монтировалась на опускающемся лафете. Для контроля учебных занятий по стрельбе на самолете разместили фотокинопулемет С – 13. Под крылом размещались подвески для двух бомб калибром 100 или 50 кг. на бомбодержателе БД2 – 48.   

В конце мая 1949 года, образец учебно-боевого самолета МиГ-15 УТИ выпустили на заводские испытания. Была назначена бригада для их проведения, которую составили: ведущий инженер (Ковалевский), ведущий летчик испытатель (Иващенко), механик (Объедков). После окончания наземных отработок и устранения дефектов, летом 1949 года был осуществлен первый вылет машины. Испытания на перегрузки, штопор, дальность и отстрел оружия, проводил летчик испытатель Юганов. После того, как окончились заводские испытания, самолет был предъявлен на государственные испытания. Это произошло в конце лета 1949 года. Государственные испытания машины продолжались весь сентябрь. Испытания самолет прошел хорошо. Ликвидацию замечаний рекомендовали проводить с первой серийной машины.

Полгода опытный образец машины тестировался в Кубинке летчиками 324 й ИАД, как учебный самолет для проверки его эксплуатационных качеств. Весной 1950 года самолет вернули КБ для осмотра после использования и для устранения выявленных недостатков. По рекомендации военных на самолете увеличили антенну (для увеличения дальности связи), и доработали кабины ученика и инструктора для более удобной эксплуатации. Откорректировали систему запуска двигателя в воздухе и улучшили стрелковое вооружение (модифицировали гильзоотвод и звеньеотвод пулемета).

В конце весны 1950 года, самолет снова прошел заводские испытания для контроля эффективности проведенных мероприятий. Первый проверочный полет провели 15 мая. По заявлению летчиков испытателей, после проведенных доработок самолет стал гораздо лучше.

Уже 17 мая 1950 года состоялись повторные государственные испытания, окончившиеся 23 мая с хорошими результатами. Всего с 1949 года по 1950 год самолет выполнил 601 полет и, по заключению комиссии, самолет МиГ-15УТИ по летным характеристикам и технике пилотирования практически ничем не отличался от боевой модели истребителя. Как и МиГ-15, учебный самолет на испытаниях превысил все заданные тактико-технические требования. В целом, УТИ военным подошел.

В серийном выпуске самолет получил обозначение - изделие 10. Выпуск начали на четырех авиазаводах. Первым заводом, освоившим производство МиГ-15УТИ, стал Куйбышевский авиазавод имени Сталина, выпустивший с 1950 по 1953 год 881 самолет.

Фотографии самолета сделаны в 2008 году. 

Тактико-технические характеристики учебно боевого самолета МиГ-15УТИ

Экипаж, человек

2 (инструктор и курсант)
Высота, м. 3,7
Длина, м. 10,11
Размах крыла, м.  10,08
Масса пустого, кг.  3694
Масса взлетная нормальная, кг. 4850

Площадь крыла, м²

20,6
Объем топлива, л. 1080 + 2 ПТБ по 250 или 300 л.
Двигатель 1 ТРД РД-45Ф
Тяга, кгс. (кН) 2270 (22,3)
Скорость (максимальная) на высоте 1000 м., км/ч. 1015
Скорость (максимальная) на высоте 5000 м., км/ч. 1010
Скорость (максимальная) на высоте 10000 м., км/ч. 963
Практическая дальность, км. 950 / 1424 (с ПТБ)
Практический потолок, м. 14 625
Длина разбега, м. 570
Длина пробега, м. 740
Стрелково-пушечное вооружение 1 пулемет УБК-Э калибра 12,7 мм, боекомплект 150 патронов
Точки внешней подвески 2
Бомбовое вооружение 2 бомбы по 50 или 100 кг

mig-15uti-01mig-15uti-02mig-15uti-03mig-15uti-04mig-15uti-05mig-15uti-06mig-15uti-07mig-15uti-08mig-15uti-09mig-15uti-10mig-15uti-11mig-15uti-12mig-15uti-13mig-15uti-14mig-15uti-15mig-15uti-16mig-15uti-17mig-15uti-18mig-15uti-19mig-15uti-20mig-15uti-21mig-15uti-22mig-15uti-23mig-15uti-24mig-15uti-25mig-15uti-26mig-15uti-27mig-15uti-28mig-15uti-29mig-15uti-30


Неподалеку от памятника самолету МиГ-15УТИ установлены следующие памятники:

самолет Ту-2

самолет Су-25

самолет МиГ-27К

самолет Ту-22М0

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Область: Киевская
  • Город: Киев
  • Координаты: 50.408189 30.45774
  • Адрес: ул. Медовая
  • Тип: Самолет
  • Состояние памятника: Отличное

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top