Самолет МиГ-25РБ установлен в музее авиации Жуляны, Киев.
Одноместный самолет для оперативной разведки, всевысотный бомбардировщик, созданный в соответствии с приказом МАП от 29 января 1970 года на базе самолета-разведчика МиГ-25Р. Целевой эксплуатацией была воздушная фото и радио разведка и бомбовые удары по наземным площадным целям. Опытный самолет был создан в феврале 1970 года на базе экспериментального самолета Е – 155Р4. Пройдя государственные испытания, самолет был поставлен на вооружение ВВС 18 декабря 1972 года. Серийное производство продолжалось 10 лет, всего авиапромышленность СССР выпустила более 220 самолетов МиГ – 25РБ, разных модификаций, часть из самолетов выпускалась на экспорт.
МиГ – 25РБ был одним из первых самолетов разведчиков, который нес бомбовое вооружение, включая и ядерные боеголовки. Наибольшая бомбовая нагрузка составляла 4 тонны. После некоторых модификаций нагрузка возросла до 5 тонн. Но эксплуатация показала, что с такой нагрузкой самолет перетяжелён – упали скорость и высота полета. При дозвуковых скоростях заметно перегружалось крыло, а на скорости более 0,9 М страдали и воздухозаборники. Нагрузку не снизили, вместо этого увеличили размер верхней пластины для воздухозаборников, что принесло определенные улучшения.
Часть машин выпускали в комплектации ночного фоторазведчика, с аэрофотоаппаратами, станцией «Вираж» и бомбами ФОТАБ – 100 – 140 (фотоосветительные) под крыльями (такой самолет носил название МиГ – 25РБН).
В процессе серийного производства было признано нецелесообразным размещать топливные баки в килях и начиная с 1975 года остались только баки в крыле и фюзеляже. Сохранили возможность использования подвесных топливных баков емкостью 5,3 тонны, но на практике они практически не применялись, поскольку исключали подвеску бомбового вооружения.
Для более точного прицеливания при сбросе бомб, в состав навигационного оборудования МиГ – 25РБ входила система Пеленг-Д (на основе высокоточных инерционно-навигационных систем), доплеровский измеритель для фиксации угла сноса бомбы (ДИСС-3с), и бортовая ЭВМ «Орбита-155».
Дальнейшим этапом в развитии разведчика-бомбардировщика стал одноместный сверхзвуковой МиГ-25М. Он обладал более мощным и экономичным двигателем, нес увеличенную бомбовую нагрузку, имел более совершенное навигационное и разведывательно-техническое оборудование. Самолет испытывался зимой 1976 года. На таком самолете оснащенном новым двигателем РД – Ф, было поставлено три рекорда (мировых) по времени набора высоты (летчики Федотов и Остапенко) в 25км, 30км и 35 км соответственно. На МиГ-25М с двигателем Р15БФ2 – 300 установили три абсолютных рекорда по высоте полета – 37,65 км без груза, и 37,08 км с грузом (2 тонны). Но в связи с отсутствием мощностей на моторостроительных заводах, самолет такими двигателями в серии не оснащался.
В одно время с ведением разработки экспортного варианта самолета, отработали версию с сильно упрощенным бортовым оборудованием для наведения и управления вооружением. Около нескольких десятков таких самолетов было продано странам ближнего зарубежья, дружественным СССР. Алжир купил 30 штук, Ирак приобрел 8 самолетов, Ливия купила 5 самолетов, Сирия – 8 самолетов, Индия - 6 штук, Болгария - 3 штуки, но позже сменила их на МиГ - 25РБ. Самолеты закупленные Ираком были применены для бомбометаний по нефтяным вышкам Ирана с большой высоты и на большой скорости полета.
Малоизвестная модификация МиГ – 25РБ - разведчик погоды, который носил название МиГ – 25МР. Использовался для метеорологической разведки и был снабжен специальным фото оборудованием.
Фотографии МиГ-25 сделаны в 2008 году.
Технические характеристики самолета МиГ-25 РБ |
|
Экипаж | 1 чел. |
Размах крыла самолета | 13,42 м. |
Площадь крыла самолета | 61,40 м2. |
Высота | 6,50 м. |
Длина | 21,55 м. |
Масса пустого самолета | 19070 кг. |
Масса максимальная взлетная | 41200 кг. |
Масса нормальная взлетная | 35670 кг. |
Масса топлива | 14980 кг. |
Двигатель | 2хТРДФ Р - 15Б - 300 |
Тяга на форсаже | 2х109,8 кН |
Нефорсированная тяга | 2х73,5 кН |
Скорость у земли | 1200 км/ч. |
Скорость на высоте | 3000 км/ч. |
Перегоночная дальность | 2400 км. |
Практическая дальность | 1865 км. |
Максимальная скороподъемность | 28800 м/мин |
Максимальная перегрузка | 5 |
Практический потолок | 23000 м. |
Вооружение | 5000 кг. на 4 внешних подвеска, до 10 ФАБ-500 |
Неподалеку от самолета МиГ-25 РБ установлены следующие памятники: