Самолет Су-25, Жуляны, Киев

Су-25 Су-25 http://litnik.pp.ua

Памятник самолету Су-25 "Грач" установлен в Государственном музее авиации Украины Жуляны.

В середине 60-х годов ХХ столетия, с изменением военных доктрин США и СССР, особая роль стала отводиться авиации поддержки сухопутных войск в условиях противодействия ПВО противника.

Находившиеся в то время на вооружении фронтовой авиации самолеты Су-7Б, МиГ-19, МиГ-21 и Як-28 уже не удовлетворяли современным требованиям к самолетам поля боя. Из-за больших рабочих скоростей и неважной маневренности, эти самолеты не могли эффективно атаковать малоразмерные наземные цели. Нe имея бронирования кабины экипажа и ответственных агрегатов, Вышеперечисленные самолеты были уязвимы от огня малокалиберной артиллерии и стрелкового оружия. На проведенных в 1967 году учениях «Днепр», наиболее эффективным самолетом-штурмовиком оказался МиГ-17, обладающий отличной маневренностью.

По требованию военных, в марте 1969 года, был организован конкурс, в котором приняли участие КБ - Микояна и Яковлева, с модификациями самолетов МиГ-21 и Як-28, а КБ Ильюшина и Сухого предложили новые проекты: Ил-102 и Т-8.

П.О.Сухим был представлен абсолютно новый проект Т-8, разрабатываемый в течение года в инициативном порядке. Благодаря более совершенному прицельному комплексу, меньшим габаритам и массе, именно этот проект и получил предпочтение осенью 1969 года.

Первые изображения нового штурмовика, полученные на основании фотографий американских спутников-шпионов, появились на Западе спустя два года. Самолет получил обозначение Ram-J. Позже НАТО присвоило Су-25 обозначение Frogfot «Лягушечья лапа».

В декабре 1975 года был построен Т-8-2. Штурмовик оснастили сварной кабиной из титановой брони, которая существенно повысила безопасность пилота. В марте 1976 года на самолет были установлены двигатели Р-95Ш.

В марте 1977 г. были утверждены новые тактико-технические требования. ОКБ представило эскизный проект штурмовика с двигателями Р-95Ш, более совершенным прицельно-навигационным комплексом и модифицированным крылом.

Самолет Т-8-10 26 июня 1978 года был передан на государственные испытания, а 21 июля он совершил первый полет. К началу государственных испытаний был модернизирован боевой комплекс штурмовика. На самолете была установлена доработанная прицельно-навигационная система Су-17МЗ (прицел АСП-17БЦ-8, навигационный комплекс КН-23, радиовысотомер РВ-5М, лазерный дальномер «Клен-ПС», допплеровский измеритель ДИСС-7). Таким образом, была обеспеченна возможность применения современного управляемого оружия, включая ракеты с лазерной системой наведения. Пушечный контейнер СППУ-22-01 был заменен двуствольной 30-мм пушкой АО-17А (в серии ГШ-2-30).

В апреле-июне 1980 года, самолеты Т-8-1Д и Т-8-3 успешно дебютировали в боевых условиях Афганистана.

В марте 1981 года был подписан акт об окончании государственных испытаний и рекомендовано введение самолета в эксплуатацию. Официально Су-25 принят на вооружение был лишь 1987 году.

Штурмовики Су-25 "Грач" начали поступать в строевые части в апреле 1981 года. С июня этого же года, серийные самолеты начали активно участвовать в боевых действиях в Афганистане.

В 1982 году, на штурмовике впервые были использованы ракеты класса «воздух-земля» Х-25МЛ и Х-29Л - управляемое оружие с лазерной системой наведения.

По мере совершенствования средств ПВО моджахедов, на самолете Су-25 проводились различные доработки. В 1984 году на вооружение оппозиции поступили переносные ЗРК, оснащенные ракетами с инфракрасными головками самонаведения. Для защиты от них, на Су-25 установили кассеты АСО-2, каждая из которых содержала 32 ИК-ловушки. На штурмовиках первых серий, в хвостовом обтекателе, были устанавлены четыре АСО-2. Позже к ним были добавлены еще четыре кассеты на мотогондолах. В 1986 году, у моджахедов появились зенитные ракеты «Стингер». Эта ракета оснащена системой наведения повышенной точности. Надежных способов защиты от этой ракеты, тогда найти не удалось, поэтому были усилены средства повышения боевой живучести самолета.

Восемь лет применения самолета в Афганистане подтвердили его высокую боевую эффективность. За всю афганскую войну, самолеты Су-25 выполнили примерно 60000 боевых вылетов. Потеряно было 23 самолета. В среднем, на каждый потерянный штурмовик, приходилось около 2800 часов боевого налета. Су-25 неоднократно возвращались на базу на одном двигателе, с пробитыми баками и тягами управления, с рябым от попаданий бронестеклом и поврежденными лонжеронами крыльев. За все время боевых действий, не зафиксировано ни случаев взрыва топливных баков, ни потери самолета из-за гибели летчика.

Длительное время для подготовки пилотов Су-25 применялись спарки Су-17УМЗ, с очень похожими системами вооружения. Однако взлетно-посадочные и летные характеристики самолетов настолько различны, что в дальнейшем подготовку летчиков-штурмовиков начали проводить на самолетах L-39.

Серийный выпуск Су-25 завершен в 1992 году. По данным экспертов, было произведено примерно 700 самолетов всех модификаций. Одноместные штурмовики производились в Тбилиси, а двухместные - в Улан-Удэ.

На сегодняшний день различные варианты Су-25 состоят на вооружении ВВС России, Украины, Грузии, Белоруссии, Узбекистана, Словакии, Чехии, Анголы, Болгарии, Афганистана, КНДР и Ирака.

Фотографии самолета сделаны в 2008 году.

Летно-технические характеристики Су-25

Размах крыла 14.36, м.

Длина самолета

15.36, м.
Высота самолета 4.80, м.
Площадь крыла 33.70, м2
Масса пустого самолета 9500, кг.

Масса нормальная взлетная

14600, кг.
Масса максимальная взлетная 17600, кг.
Внутреннее топливо 5000, кг.
ПТБ 2
Тип двигателя 2 х ТРД Р-195 (на первых - Р95Ш)
Тяга, кН 2 х 44.13 (40.20)

Максимальная скорость у земли

975 км/ч.
Максимальная скорость на высоте М=0,82
Практическая дальност 1850, км.
Боевой радиус действия на высоте 1250, км.
Боевой радиус действия у земли 750, км.
Практический потолок 7000-10000, м.
Экипаж 1 чел.

Вооружение:

Одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2, боекомплект 250 патронов.

Боевая нагрузка - 4340 кг на 8(10) узлах подвески

Бомбовая нагрузка: До 8 бомб с лазерным наведением, бронебойные бомбы, напалмовые баки

НУР: 8-10 ПУ УБ-32-57, 8-10 240-мм, блоки НАР типа С-5, С-8, С-24 и С-25.

УР: воздух-воздух Р-3(АА-2) или Р-60(АА-8), воздух-поверхность Х-29Л, Х-25МЛ и С-25Л

Контейнеры СППУ-22 с двухствольной пушкой ГШ-23Л, 260 патронов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


P5310636P5310637P5310638P5310639P5310640P5310641P5310642P5310643P5310644P5310645P5310646P5310647P5310648P5310649P5310650P5310652P5310653P5310654P5310655P5310656P5310657P5310658P5310659P5310660P5310661P5310662P5310663P5310665


Также на нашем сайте Вы найдете следующие фотографии самолетов:

экспериментальный самолет Изделие-181

самолет МиГ-27К

самолет Ту-22КД

самолет МиГ-21

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Область: Киевская
  • Город: Киев
  • Координаты: 50.408189 30.45774
  • Адрес: ул. Медовая
  • Тип: Самолет
  • Состояние памятника: Хорошее

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top