Самолет Ту-16, Белая Церковь

Ту-16 Ту-16 http://litnik.pp.ua

Памятник самолету Ту-16 установлен в городе Белая Церковь, неподалеку от 251-го Белоцерковского тяжелобомбардировочного полка. У самолета установлена табличка с надписью – «Ту-16. Первенец дальней реактивной авиации. 30 лет находился в боевом строю. Установлен в ознаменование заслуг перед Родиной в честь 40-летия образования 251 гвардейского полка. 1944-1984».

Ту-16 (по классификации НАТО Badger — «Барсук») —тяжелый реактивный двухдвигательный многоцелевой самолет. Выпускался с 1953 по 1963 года на трех авиазаводах во множестве модификаций.

Кроме СССР, состоял на протяжении 50 лет также на вооружении России и государств СНГ, Египта, Ирака и Индонезии. Под названием Xian H-6 производился в Китае. Всего построено более полутора тысяч самолетов Ту-16.

Ту-16 пришел на смену первому советским послевоенному дальнему бомбардировщику Ту-4, копии американского B-29 Superfortress.
Техническое задание по созданию самолета с дальностью полета около 3000 км., околозвуковой крейсерской скоростью и боевой нагрузкой три-семь тонн было готово в 1948 году. Но разработке помешало отсутствие подходящего двигателя.

В КБ Туполева в это время был разработан ряд экспериментальных моделей, ставших прототипами Ту-16. Одним из них стала модель «82» - фронтовой бомбардировщик, оснащенный двумя реактивными двигателями и стреловидным крылом. Модель «82» так и не запустили в сериюиз-за принятия на вооружение бомбардировщика Ил-28 КБ Ильюшина. Многие из наработок модели «82» были использованы в ходе разработки фронтового бомбардировщика Ту-22.

Эскизный проект самолета Ту-16 был окончательно утвержден 5 июля 1951 года. Конструкция нового самолета включила в себя ряд черт, сделавших Ту-16 одним из самых узнаваемых и красивых самолетов мира — полуутопленные в фюзеляже гондолы двигателей, стреловидное хвостовое оперение, крыла большого удлинения с легкой и прочной конструкцией.

Большим успехом советской конструкторской мысли стало крыло Ту-16. Верхняя и нижняя панели крыла, а также два лонжерона, образовали жесткий кессон - основной силовой элемент конструкции. Жесткое крыло Ту-16 в полете мало деформировалось, значительно повысив его живучесть с точки зрения усталостных нагрузок.

В мае 1953 года самолет Ту-16 был принят на вооружение ВВС СССР. Первый серийный самолет был построен 29 октября 1953 в Казани. Серийное производство самолетов Ту-16 происходило на трех авиазаводах - Казанском авиазаводе (произведено 800 машин), Куйбышевском авиазаводе № 1 (543 - с 1954 по 1960 года) и на Воронежском (166) в течении 10 лет.

В дальнейшем самолет претерпевал множество доработок и переоснащений новыми видами вооружений и бортового оборудования. Окончательно, самолет Ту-16 был снят с вооружения в начале 90-х годов ХХ столетия. Самолет стал одним из самых долгоживущих боевых самолетов в истории. Китайский вариант Xian H-6 стоит на вооружении и в настоящее время.

Ту-16 представляет из себя моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом и двумя двигателями конструкции Микулина АМ-3 тягой 8750 кг. С 1958 года на самолете устанавливались двигатели РД-3М тягой по 9520 кг. Двигатели расположены в полуутопленных гондолах по бокам фюзеляжа. Крыло самолета - двухлонжеронное, кессонной конструкции. Силовые рамы установлены в районе двигателей. Экипаж самолета состоит из шести человек - командира, второго пилота, командира огневых установок (оператора РЭБ), штурмана, второго штурмана и воздушного стрелка-радиста. Все члены экипажа катапультировались вниз, за исключением катапультируемых вверх пилотов. Топливная система самолета состоит из 10 групп баков общей емкостью 43800 литров.
Самолет оснащен классической безбустерной системой управления, однощелевыми закрылками, трехопорным шасси с носовой стойкой. Убираемая в полете хвостовая опора применяется для защиты кормы при грубой посадке. Для уменьшения пробега использована парашютная тормозная система с двумя тормозными парашютами.

Штатным оборонительным вооружением самолета являются три дистанционные башенные установки - верхняя, нижняя и кормовая и одна неподвижная носовая пушечная установка. Всего на самолете установлено семь АМ-23. Командир огневых установок способен управлять всеми установками со своей прицельной станции. Бомбовая нагрузка во внутреннем отсеке составляет 3000 кг. В перегрузку можно загрузить до 9000 кг. свободнопадающих бомб. Также, возможно применение и девятитонной противокорабельной фугасной бомбы ФАБ-9000М-54. В различных вариантах самолет мог нести торпеды РАТ-52 или 45-56НТ, крылатые ракеты КСР-2, КСР-5, КСР-11, К-10С и морские мины типа АМД,.

На протяжении многих лет самолет Ту-16 являлся основным самолетом сил стратегического сдерживания в СССР. В морской авиации, Ту-16 выполняли задачи по слежению и сопровождению авианосных ударных групп США.

В 1967 году, во время Шестидневной войны, израильскими ВВС были уничтожены на аэродромах 30 египетских Ту-16. Находившиеся на открытых стоянках самолеты были уничтожены напалмовыми и кассетными бомбами. В дальнейшем,  вся советская военная авиация была переведена на капонирные стоянки.

В арабо-израильской войне 1973 года, Ту-16 ВВС Египта приняли ограниченное участие. Самолетами в общей сложности было выпущено 25 ракет КСР-2 и КСР-11. Из них достигли целей всего 5 ракет. Было потеряно два самолета.

Также Ту-16 применялись и в Афганистане. В апреле 1984 года бомбардировщики участвовали в Панджшерской операции совместно с бомбардировщиками Ту-22М2 и фронтовой авиацией. Во время этой операции основным вооружением Ту-16 стали фугасные бомбы ОФАБ-250.

Летом 1986 года, самолетами 251-го тяжелобомбардировочного полка из Белой Церкви было произведено бомбометание самыми тяжелыми авиабомбами ФАБ-9000. Бомбометание по склонам дало впечатляющий эффект – были похоронены устья пещер и подходы к ним.

С техническими характеристиками самолета Ту-16 можно ознакомиться на странице, посвященной памятнику Ту-16РМ в Кульбакино.

Фотографии самолета сделаны в 2012 году.


Tu-16-01Tu-16-02Tu-16-03Tu-16-04Tu-16-05Tu-16-06Tu-16-07Tu-16-08Tu-16-09Tu-16-10Tu-16-11Tu-16-12Tu-16-13Tu-16-14Tu-16-15Tu-16-16Tu-16-17Tu-16-18Tu-16-19Tu-16-20Tu-16-21Tu-16-22Tu-16-23Tu-16-24Tu-16-25Tu-16-26Tu-16-27Tu-16-28Tu-16-29Tu-16-30Tu-16-31Tu-16-32Tu-16-33Tu-16-34Tu-16-35Tu-16-36Tu-16-37Tu-16-38Tu-16-39Tu-16-40Tu-16-41Tu-16-42Tu-16-43Tu-16-44Tu-16-45Tu-16-46Tu-16-47Tu-16-48Tu-16-49Tu-16-50Tu-16-51Tu-16-52Tu-16-53Tu-16-54Tu-16-55Tu-16-56Tu-16-57Tu-16-58Tu-16-59Tu-16-60Tu-16-61Tu-16-62Tu-16-63Tu-16-64Tu-16-65Tu-16-66Tu-16-67Tu-16-68Tu-16-69Tu-16-70Tu-16-71Tu-16-72Tu-16-73Tu-16-74



Неподалеку от памятнику самолету Ту-16 расположены следующие памятники:

Вертолет Ка-26

Самолет МиГ-21

Танк Т-34-85

Самолет МиГ-21ПФ

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Город: Белая Церковь
  • Координаты: 49.808524 30.040712
  • Адрес: микрорайон Гаёк
  • Тип: Самолет
  • Состояние памятника: Хорошее

Комментарии   

 
+1 # Валерий 28.03.2013 21:48
Cлужил срочную ,оператором КДП 1977-78на кругу.. Помню почти всех командиров кораблей.Дружил с ст.лейтенантом Петровом Игорем- прекрасный пилот и умница!!! Принимал первые ТУ-22М3 на БелоцерковскийР МЗ.Принимал уникальные самолёты ТУ116(Лиана), ТУ110,ТУ126,АН1 4
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Alexey 29.03.2013 08:56
Спасибо за Ваш комментарий. Всегда приятно видеть, когда знающим людям оказывается полезен сайт.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top