Памятник самолету Ту-160 установлен в Полтавском музее авиации
Ту-160 (по классификации НАТО - Blackjack) - советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Разработан в 1980-х годах в ОКБ Туполева. Принят на вооружение в 1987 году. Является самым крупным военным сверхзвуковым самолётом с изменяемой геометрией крыла в истории и самым мощным и тяжёлым боевым самолётом в мире. Среди бомбардировщиков обладает крупнейшей максимальной взлётной массой и боевой нагрузкой. Первый полёт прототипа - 18 декабря 1981 года, аэродром «Раменское». Полёт был выполнен экипажем во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем.
Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой стреловидности. Интегральная схема аэродинамической компоновки явилась особенностью планера. Это позволило полнее использовать внутренние объемы для размещения топлива, грузив и оборудования.
Экипаж самолета состоит из четырех человек. Размещается в носовой части фюзеляжа бомбардировщика в единой гермокабине. Кресла первого и второго пилотов установлены в передней части, за ними установлены кресла штурмана и штурмана-оператора. Весь экипаж располагается в катапультных креслах К-36ДМ. В задней части кабины расположены малогабаритная кухня, туалет и откидная койка для отдыха. Вход в кабину осуществляется со специального наземного трапа через нижний люк. Самолеты последнего выпуска оснащаются встроенным трапом.
За кабиной расположены два отсека вооружения длиной по 1,9 м. Отсеки оснащены встроенными узлами подвески всей заданной номенклатуры вооружения, а также и системами для их подъема.
В двух отсеках внутри фюзеляжа может быть размещено до 40 тонн различного вооружения, включая несколько видов управляемых ракет, свободнопадающих и корректируемых авиабомб, а также и других ядерных и обычных средств поражения.
Для поражения стационарных целей с заранее заданными координатами Ту-160 способен нести 12 стратегических крылатых ракет Х-55 (на двух ПУ револьверного типа). Противокорабельный вариант ракеты имеет радиолокационную систему самонаведения. Для поражения целей на меньшей дальности Ту-160 несет до 24 гиперзвуковых ракет Х-15 (на четырёх пусковых установках). Бомбовое вооружение Ту-160 размещается в отсеках вооружения и включает корректируемые бомбы различных типов, в том числе и самые мощные отечественные боеприпасы этого класса - бомбы КАБ-1500. Самолёт также может оснащаться и свободнопадающими бомбами (до 40000 кг) различного калибра и типа, в том числе и ядерными.
Фотографии самолета сделаны в 2009 году.
Тактико-технические характеристики |
|
Размах крыла, м. |
|
максимальный | 55,70 |
минимальный | 35,60 |
Длина самолета, м. | 54,10 |
Высота самолета, м. | 13,20 |
Площадь крыла, м2 | 360,0 |
Масса, кг. |
|
пустого самолета | 110000 |
нормальная взлетная | 267600 |
максимальная взлетная | 275000 |
Масса топлива, кг. | 148000 |
Тип двигателя | 4хТРДДФ НК-32 |
Tяга, кН. |
|
бесфорсажная | 4х137,20 |
форсажная | 4х245,70 |
Максимальная скорость, км/ч. |
|
на высоте | 2000 |
у земли | 1030 |
Крейсерская скорость, км/ч. | 850 |
Практическая дальность, км. |
|
с нормальной бомбовой загрузкой | 14000 |
с максимальной бомбовой загрузкой | 10500 |
Продолжительность полета, ч. | 15 |
Максимальная скороподъемность, м/мин. | 4200 |
Практический потолок, м | 15600 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 2,0 |
Экипаж, чел. | 4 |
Вооружение: |
В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках размещается различная нагрузка общей массой 22500 кг. стандартно или до 40000 кг максимально: в том числе 2 барабанные ПУ с шестью КР Х-55 и Х-55М, 2 барабанные ПУ с 12 УР малой дальности Х-15 (М=5,0), КАБ различных типов, термоядерные, обычные бомбы, мины. |
Смотрите еще фотографии самолетов на нашем сайте: