Самолет Ту-22М0, Жуляны, Киев

Ту-22М0 Ту-22М0 http://litnik.pp.ua

Самолет Ту-22М0 установлен в музее авиации «Жуляны» города Киева.

Работы над дальним ракетоносцем "145" были начаты ОКБ Туполева в 1965 году. На первоначальном этапе, ОКБ занималось проектированием в инициативном порядке. Постановление правительства о разработке самолета увидело свет только в конце 1967 года. Поскольку все работы в ОКБ велись на свой страх и риск, и, видимо, исходя из требований секретности, разработка озвучивалась как существенная модернизация Ту-22К. Если на начальном этапе работ это еще как-то соответствовало действительности, то в последствии, у них общим остались только тактическое назначение и бомбоотсек, вмещавший до 12 тонн бомб. Как следствие, проект самолета "145", который получил обозначение Ту-22М, в процессе своей разработки стал совершенно новой машиной, практически не имевшей сходства с Ту-22.

Современный облик самолета Ту-22М сложился не за один день, были разработаны несколько промежуточных вариантов, в которых были использованы наработоки по всему семейству самолетов Ту-22. В 1965 году ОКБ подготовило первое техническое предложение по самолету "145". Проект самолета основывался на проекте "106Б", из которого были позаимствованы схема размещения двигателей, общая компоновка фюзеляжа, систему обороны и размещение ударного вооружения. Самолет выполнялся как высокоплан, оснащенный крылом изменяемой стреловидности с неподвижным среднепланом. Средняя (неподвижная) часть крыла имела угол стреловидности 65˚. Подвижные части крыла были способны принимать 3 фиксированных положения:

  • 20˚ - полета на дозвуковом режиме на максимальную дальность, взлета и посадки.
  • 65˚ - для сверхзвукового полета на максимальной дальности
  • 72˚ - для полета на малых высотах на околозвуковых скоростях.

Оснащенные форсажными камерами двухконтурные двигатели устанавливались в общей мотогондоле, расположенной над задней частью фюзеляжа. Воздухозаборники разделялись вертикальным клином.

Благодаря установке крыла изменяемой геометрии, были значительно улучшены основные характеристики самолета. При возросшей до 105 тонн взлетной массе, возросла и масса пустого самолета до 51,5 тонн . Также улучшились взлетно-посадочные характеристики. При взлетной массе в 105 тонн, длина разбега составила 1450 метров вместо 1800-2000 метров у исходного варианта. Максимальная скорость полета на предельно низкой высоте в 50-100 метров составила 1100 км./ч., а на высоте 14500 метров скорость возросла до 2500-2700 км./ч. Увеличилась и крейсерская сверхзвуковая скорость до 2200 км./ч., против 1800 км./ч. у самолета "106Б". Также значительно возросла и практическая дальность дозвукового полета – до 10000 км. против 6300-6500 км., а на сверхзвуковом крейсерском режиме - дальность полета составляла до 4000 км.

Основным боевым вариантом нового самолета виделся ударный вариант, способный атаковать цели на больших и средних высотах, во всем диапазоне скоростей. Новый самолет предназначался для действий в условиях противодействия сильного ПВО противника как маловысотный бомбардировщик или ракетоноситель, прорываясь через зону ПВО со скоростью до 1200 км./ч. и на высоте до 200 метров. Это давало гарантию высокой неуязвимости от всех основных средств ПВО на тот момент, а также возможность с поражения малоразмерные подвижных и неподвижных целей бомбами или ракетами с большой точностью. Благодаря большой дальности полета, как на дозвуковой, так и на сверхзвуковой скоростях, самолет планировался к использованию и как высотный носитель ракеты Х-22, оснащенной различными типами ГСН. Предусматривались варианты создания на базе ударного варианта самолета ПЛО, самолета-разведчика и самолета постановщика помех. Состав и размещение экипажа оставался таким же, как и на Ту-22.

В конце 1965 года, этот проект был частично переработан ОКБ с целью устранения целого ряда недостатков, присущего всему семейству Ту-22. Сохранив общую компоновку самолета, был изменены некоторые элементы. Мотогондола была приподнята над фюзеляжем, были изменены формы стабилизатора и киля, облагорожена передняя часть фюзеляжа и т.д. Учтя опыт эксплуатации самолета Ту-22, за кабину пилота была перемещена кабина штурмана, а рабочее место оператора было смещено назад и развернуто лицом по полету. На катапультирование вверх была переведена и система аварийного покидания самолета. После принятия решения о переоборудовании самолета в варианте ракетоносца, отказались как от бомбардировочного прицела, так и от всей системы бомбардировочного вооружения.

При разработке самолета "145", ОКБ активно сотрудничало с ЦАГИ и принимало многие из рекомендаций. Крупное несогласие между ЦАГИ и ОКБ наметилось по вопросу размещения двигателей cверхe фюзеляжа. ОКБ настаивало на том, что размещение двигателей в хвостовой части потребует изменения системы подачи воздуха. В итоге, в 1967 году появился вариант с размещенными в хвостовой части двигателями и размещенными по бокам фюзеляжа воздухозаборниками.

Новое расположение двигателей потребовало внесения существенных изменений в компоновку самолета. Самолет превратился в среднеплан, а на средней части крыла теперь разместились боковые воздухозаборники, оснащенные системой слива пограничного слоя и вертикальным клином. Благодаря переносу двигателей в хвостовую часть, потребовалась значительная перекомпоновка агрегатов и оборудования самолета. По-новому были размещены топливные баки. В связи с предполагавшимся значительным увеличением дальности полета, было принято решение о введении в состав экипажа второго пилота. Кабина экипажа была значительно переделана, увеличились ее размеры и изменилось размещение экипажа.

Были изменены параметры крыла и сам алгоритм изменения его стреловидности. Угол стреловидности неподвижного среднеплана была уменьшена до 56˚, а угол стреловидности поворотной части крыла теперь изменялся плавно в диапазоне от 20˚ до 60˚. Крыло могло фиксироваться на 20, 30, 50 и 60˚ в ручном и в автоматическом режимах.

28 ноября 1967 года увидело свет Постановление Совмина СССР по Ту-22М. Согласно постановлению, перед ОКБ была поставлена задача проектирования модификацию Ту-22КМ, оснащенную крылом с изменяемой стреловидностью и двумя двигателями НК-144.

Макетная комиссия состоялась в ОКБ осенью 1967 года. Основным результатом работы комиссии стало принятие решения о постройке первой серии Ту-22М в варианте Ту-22М0 (изделие 45-00). Строительство первой партии самолетов Ту-22М было развернуто на Казанском авиазаводе. В середине 1969 г. Был построен первый самолета Ту-22М0, оснащенный двигателями НК-144-22. Параллельно с началом испытаний и доводки машины, в Казани началось производство первых серийных самолетов Ту-22М0, предназначенных для доводки и отработки систем нового комплекса. К концу 1972 года построили 10 первых самолетов Ту-22М0, половину из которых отправили в Центр боевой подготовки Дальней авиации в Рязань.

По результатам летных испытаний Ту-22М0, стало окончательно ясно, что машинетребуется дальнейшая модернизация. Характеристики самолета не удовлетворяли ни ВВС, ни ОКБ. Еще до начала активных летных испытаний, были начаты работы по дальнейшей модернизации. Решение о начале модернизации Ту-22М0 в вариант Ту-22М1 (изделие 45-01) было принято в декабре 1969 года. Последующими модификациями стали самолеты Ту-22М2 и Ту-22М3, также представленные на нашем сайте.

Фотографии самолета сделаны в 2008 году.

Тактико технические характеристики Ту-22М0

Максимальный размах крыла 31.60 м.
Минимальный размах крыла 22.75 м.
Высота 11.08 м.
Длина 41.46 м.
Максимальная площадь крыла 183.58 м2
Минимальная площадь крыла 175.80 м2
Максимальная взлетная масса 121000, кг.
Двигатели 2 ДТРДФ НК-144-22 тягой 2х20000, кгс
Практический потолок 12000, м.
Максимальная скорость 1530, км/ч
Практическая дальность 4110, км
Экипаж 4, чел.
Вооружение две пушки ГШ-23 калибра 23-мм.
боевая нагрузка нормальная - 3000 кг.
боевая нагрузка максимальная - 11000 кг.
одна УР типа Х-22М

tu-22-01tu-22-02tu-22-03tu-22-04tu-22-05tu-22-06tu-22-07tu-22-08tu-22-09tu-22-10tu-22-11tu-22-12tu-22-13tu-22-14tu-22-15tu-22-16tu-22-17tu-22-18tu-22-19tu-22-20tu-22-21tu-22-22tu-22-23tu-22-24tu-22-25tu-22-26


Неподалеку от памятника самолету Ту-22М0 установлены следующие памятники:

самолет Ту-2

самолет Су-25

самолет МиГ-27К

самолет Ан-24Т

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Область: Киевская
  • Город: Киев
  • Координаты: 50.408189 30.45774
  • Адрес: ул. Медовая
  • Тип: Самолет
  • Состояние памятника: Отличное

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top