Памятник автомобилю ГаЗ-М1 «Эмка» установлен на Сапун Горе в Севастополе. Этот автомобиль являлся личным автомобилем генерала армии И.Е. Петрова в 1943-1944 годах.
В начале 30-х годов ХХ столетия, на строящемся автозаводе в Нижнем Новгороде, началось производство жизненно необходимых для народного хозяйства грузовых автомобилей и только после этого, приступили к производству легковых.
Первым легковым автомобилем Горьковского автомобильного завода стал автомобиль ГАЗ-А с открытым салоном. Главным недостатком автомобиля стал практически не защищенный от дождя и холода открытый салон.
В 1929 году, между советским правительством с корпорацией Ford Motors было заключено соглашение, предусматривавшее также и получение технической документации на новые автомобили Ford. Прототипом для копирования был выбран четырехдверный седан Ford V8-40 1932 года выпуска. С октябре 1933 года, главным конструктором ГАЗа стал А. А. Липгарт. Под его руководством, вплоть до 1951 года, кроме ГАЗ-M1 «Эмка», были созданы также ГАЗ-64, БА-64, ЗИМ-12, ГАЗ-М20 «Победа», ГАЗ-51, ГАЗ-63.
Осенью 1933 года, на ГАЗе были начаты работы по адаптации Ford V8-40, учитывая производственные и технические возможности завода, а также условия эксплуатации автомобиля. Было принято решение отказаться от использования двигателя Ford-V8. ГАЗ оказался не в состоянии в короткие сроки внедрить в производство новый мотор. Поэтому было принято решение о модернизации хорошо зарекомендовавшего себя двигателя ГАЗ-А. Модернизированный двигатель получил новую систему смазки под давлением, усовершенствованный карбюратор, оснащенный экономайзером и автоматическим клапаном воздушной заслонки, контактно-масляный воздушный фильтр, автомат опережения зажигания и коленвал с противовесами. Рабочий объем двигателя остался прежним, но учитывая изменение фаз газораспределения, увеличение хода клапанов и повышение степени сжатия до 4,6 вместо 4,2, мощность выросла с 40 до 50 л. с. Модернизированный двигатель получил обозначение ГАЗ-М. Также была доработана и коробка передач. За основу автомобиля взяли значительно усиленную фордовскую раму с увеличенным сечением лонжеронов и траверсов.
Также были внесены изменения и в шасси прототипа: вместо двух поперечных рессор установили четыре продольные, а вместо спиц в конструкции колес использовали металлические штампованные диски.
Конструкция кузова стандартная - четырехдверная цельнометаллическая коробка с дверями на задних петлях. Единственным деревянным элементам были боковые брусы крыши, к которым крепились дверные стойки, а также рамка центральной части крыши. Закрытый салон «Эмки» по тем временам казался роскошным. Для обеспечения комфорта водителя и пассажиров были установлены солнцезащитные козырьки, пепельница и прикуриватель. Вентиляция салона обеспечивалась при помощи четырех поворотных форточек. Ветровое стекло можно было поднять вперед-вверх при помощи «барашка» на торпедо. Водительское сиденье можно было перемещать вперед-назад. Единственный дворник крепился со стороны водителя к верхней части рамки ветрового стекла.
Выпуск «Эмок» потребовал строительства новых производственных площадей. В апреле 1935 года начали строительство второй очереди ГАЗа. Строительные работы были завершены за год. 15 марта 1936 года с конвейера завода сошел первый серийный автомобиль ГАЗ-М1.
Фотографии автомобиля сделаны в 2012 году.
Технические характеристики автомобиля ГаЗ-М1
|
|
Тип кузова
|
4 дверный седан
2 дверный пикап 4 дверный фаэтон |
Компоновка
|
переднемоторная, заднеприводная
|
Двигатель
|
ГАЗ-М
|
Трансмиссия
|
3-ступенчатая механическая
|
Длина, мм.
|
4625
|
Ширина, мм.
|
1770
|
Высота, мм.
|
1780
|
Клиренс, мм.
|
210
|
Колёсная база, мм.
|
2845
|
Колея задняя, мм.
|
1440
|
Колея передняя, мм. | 1435 |
Масса, кг. | 1370 |
Разгон до 80 км/ч.
|
24 сек.
|
Макс. скорость, км/ч. | 105 |
Грузоподъёмность, кг. | 500 |
Расход топлива, л. |
14,5
|
Объём бака, л. | 60 |
Неподалеку расположены следующие памятники технике: