Памятник Гвардейской системе реактивного огня БМ-16-13 на шасси ЗиС-6 установлен в городе Армянске, автономная республика Крым.
ЗиС-6 - советский 4-тонный шестиколесный грузовик повышенной проходимости с колесной формулой 6х4. ЗиС-6 создан на базе грузовика ЗиС-5 (колесная формула 4х2). Второй по массовости производства (после ГАЗ-ААА) шестиколесный грузовик в 30-х и начале 40-х годов. С 1933 по 15 октября 1941 года, на Автомобильном заводе имени Сталина, было произведено 21 239 экземпляров ЗиС-6.
В серию новый грузовик пошел следом за ЗиС-5 под обозначением ЗиС-6. На прототипе были опробованы два варианта ведущего моста на балансирной подвеске - оснащенные конической и червячной парами. Из-за компактности, в серийное производство была выбрана червячная пара. Позже, правда выяснилось, что этот тип передачи гораздо сложнее в производстве и в эксплуатации. Трансмиссия автомобиля дополнена 2-ступенчатым редуктором. Для выпуска грузовика ЗиС-6, в процессе 2-ой реконструкции ЗиСа, пришлось строить дополнительные производственные мощности.
В 1939-1941 годах был проведен ряд работ по созданию установки для запуска реактивных снарядов БМ-13 (Катюша) на базе ЗиС-6. БМ-13 на шасси грузового автомобиля ЗиС-6 была принята на вооружение РККА 21 июня 1941 года.
Летом 1939 года на базе грузовика ЗиС-6 была смонтирована экспериментальная установка реактивного огня МУ-2. Осенью того же года создана более мощная установка М-132. В 1940 году появилась новая установка М-13-16. Установку попытались установить на шасси ЗиС-5, но шасси вышло перетяжеленным и, как следствие, ЗиС-5 не выдерживал интенсивной стрельбы и имел неудовлетворительную проходимость на грунте. Таким образом, было собрано первых 5 опытных установок БМ-13-16 на шасси ЗИС-6. 21 июня 1941 года, на вооружении Красной Армии состояли 10 экспериментальных установок БМ-13. После начала ВОВ, на шасси автомобиля ЗиС-6 было начато серийное производство реактивных установок БМ-13-16 (М-13), которые впоследствии получили название «Катюша» у нас и «Сталинский Орган» со стороны противника. Под создание гвардейских минометов М-13, с осени 1941 года, пришлось начать реквизировать все автомобили ЗиС-6 из автопарков как гражданских организаций так и военных частей. Учитывая приближение фронта к Москве и эвакуацию большого процента мощностей завода ЗиС на восток страны, производство шасси ЗиС-6 пришлось вынуждено свернуть, а в ноябре 1941 года, приказом ГКО, установка БМ-13-16 на базе шасси ЗиС-6 была снята с производства. Зимой 1941-42 годов, из автохозяйств страны были изъяты последние грузовики ЗиС-6, на которые начали устанавливать менее мощные реактивные минометы М-8-36 и М-8-48. В дальнейшем, реактивные минометы «Катюша» начали устанавливать на бронепоезда, легкий танк Т-60, гусеничный трактор СТЗ-5-НАТИ, а начиная с весны 1942 года, в основном на американские и английские полноприводные шасси. Самым известным из них стал Studebaker US6.
Данный памятник является редким аутентичным экземпляром «Катюши» на шасси ЗИС-6, оснащенным круглыми крыльями и полностью металлической кабиной, в отличии от оснащавшихся деревянной кабиной с прямыми крыльями из кровельного железа эрзац-вариантов ЗИС-5В, выпускавшихся в 1942—1944 годах.
Фотографии автомобиля сделаны в 2012 году.
Технические характеристики автомобиля ЗиС-6 |
|
Производитель
|
ЗИС (Завод имени Сталина) |
Годы производства | 1933 - 1941 |
Колесная формула | 6х4/2 |
Двигатель | ЗиС-5, рядный 6-цилиндровый, бензиновый, водяного охлаждения |
Максимальная мощность | 73 л. с. |
Рабочий объем
|
5560 см3 |
Трансмиссия | механическая 4-ступ. Дополнительная двухступенчатая коробка передач. |
Длина, мм. | 6060 |
Ширина, мм. | 2250 |
Высота без нагрузки, мм. | 2160 |
Клиренс, мм. | 290 |
Колесная база, мм. | 3360+1080 |
Масса в снаряженном состоянии, кг. | 4230 |
Максимальная скорость, км./ч. | 55 |
Объем бака, л. | 105 |
Комментарии
Авто зис-6 попытвлись изобразить из зис-5
путем приделки двух посторонних задних мостов.Единстве нный подлинный экземпляр
БМ-13 на настоящем зис-6 находится в
Ленинградском артиллерийском музее.
RSS лента комментариев этой записи