Памятник БМ-13 «Катюша» установлен в музее Южного оперативного командования в Одессе.
«Катюша» - неофициальное (народное) название советских боевых машин реактивной артиллерии БМ-8, БМ-13 и БМ-31. Эти ракетные установки использовались Советской Армией во время Второй мировой войны.
После того, как в 1937 году были приняты на вооружение авиации 82-мм реактивные снаряды РС-82 (класса "воздух-воздух") и в 1938 году 132-мм реактивные снаряды РС-132 (класса "воздух-земля"), главное артиллерийское управление поставило задачу создания наземной реактивной системы залпового огня, основанную на снарядах РС-132.
В соответствии с заданием, летом 1939 года, институт разработал 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13. По сравнению с авиационным снарядом РС-132, снаряд М-13 имел гораздо более мощную боевую часть и большую дальность полета. Увеличение дальности полета достигли увеличением количества ракетного топлива. Ракетную и головную части снаряда пришлось удлинить на 48 см. Снаряд М-13 также имел лучшие, по сравнению с авиационным снарядом, аэродинамические характеристики. Это позволило получить большую кучность.
Также, к снаряду была разработана самоходная пусковая установка. Первый вариант установки был создан на базе грузовика ЗИС-5 и получил обозначение МУ-1. Проведенные в 1938-1939 годах полигонные испытания показали, что она, к сожалению, не в полном объеме отвечает требованиям. Учитывая результаты испытаний, была разработана новая пусковая установка МУ-2, принятая в 1939 году для полигонных испытаний. По результатам полигонных испытаний, завершившихся в ноябре 1939 года, для проведения войсковых испытаний ,были заказаны еще пять пусковых установок.
21 июня 1941 года, после демонстрации установки руководству страны, было принято решение о начале срочного развертывания серийного производства как реактивных снарядов М-13, так и пусковой установки МУ-2, получившей название БМ-13.
Производство установок БМ-13 организовали в Воронеже, на заводе им. Коминтерна и в Москве, на заводе "Компрессор". Основным предприятием, выпускавшим реактивные снаряды, стал завод им. Владимира Ильича в Москве.
Производство пусковых установок в ходе войны развернули на нескольких предприятиях, обладавших совершенно разными производственными возможностями. Именно в связи с этим, на каждом заводе, в конструкцию БМ-13 вносились разнообразные изменения. Вследствие этого возникла такая ситуация, что в войсках использовалось около десяти разновидностей пусковой установки БМ-13. Это сильно затрудняло как обучение личного состава, так и отрицательно сказалось на эксплуатации техники. Исходя из этого, в апреле 1943 года была разработана и принята на вооружение унифицированная пусковая установка БМ-13Н, создавая которую, конструкторами были тщательно проанализированы все детали и узлы системы. В результате этого, все узлы системы получили самостоятельные индексы и стали полностью универсальными.
Фотографии автомобиля сделаны в 2012 году.
Технические характеристики БМ-13 |
|
Год выпуска | 1941 |
Масса без снарядов, кг. | 7200 |
Масса со снарядами, кг. | 7880 |
Вооружение |
|
число направляющих | 16 |
Ракеты | М-13 калибра 132-мм. |
Максимальная дальность стрельбы, м. | 8470 |
Масса снаряда, кг. | 42,5 |
Время залпа, сек. | 7-10 |
Угол горизонтального обстрела | 20° |
Угол вертикального обстрела | от 7° до 45° |
Ходовые характеристики |
|
Двигатель | ЗИС-5 мощностью 73 л.с. |
Тип | карбюраторный |
Скорость по дороге, км/ч. | 50 |
Также, на нашем сайте, Вы найдете следующие фотографии автомобилей:
Авто-Сервисный Комплекс "Химиков 2" Автомойка, Автосервис, Автоэлектрик, Ремонт глушителей, Шумоизоляция автомобиля. лучший сервис в Санкт-Петербурге.