Большой автомобиль водоплавающий ЗиС-485, Одесса

БАВ БАВ http://litnik.pp.ua

Памятник БАВ ЗИС-485 установлен в городе Одессе, на территории музея-мемориала героической обороны Одессы.

Во время Второй мировой войны,  в Красную армию, по Ленд-Лизу, поступило небольшое количество американских грузовых трехосных амфибий GMC-DUKW, прозванных американцами  «утка» (duck). После изучения этих грузовых амфибий, ГКО было выдано техническое задание Министерству автотракторной промышленности СССР на разработку большого автомобиля водоплавающего (БАВ). 

В качестве базы для создания БАВ наилучшим образом подошли узлы бронетранспортера БТР-152 и трехосного грузовика ЗИС-151. Разработку БАВ начали на Днепропетровском автомобильном заводе под руководством В.А. Грачева. Весной 1951 года, после перепрофилирования Днепропетровского завода на выпуск баллистических ракет Р-1, все работы по созданию амфибии были перенесены на ЗиС. Выпуск новой амфибии начался в 1952 году, а начиная с 1953 года, машины БАВ под индексом ЗИС-485 начали поступать на вооружение Советской Армии.

БАВ выполнили максимально унифицированным с трехосным грузовиком ЗиС-151. Впереди был расположен шестицилиндровый двигатель ЗИС-123. Передаваемый на раздаточную коробку через промежуточный вал от коробки передач крутящий момент, передавался отдельными карданными передачами на каждый из трех ведущих мостов. При помощи установленного сзади гребного винта, на который передавался крутящий момент через дополнительную коробку отбора мощности (КОМ), обеспечивалось движение по воде. КОМ и вал винта были связаны между собой передачей из трехсекционного карданного вала, имевшего две промежуточные опоры. В общей сложности, учитывая эту особенность, трансмиссия амфибии состояла из девяти карданных валов. Поворот на воде обеспечивался при помощи корабельных водяных рулей, установленных возле гребного винта. Рули, от рулевого управления передним мостом, приводились при помощи тросов. Колеса задней тележки выполнены односкатными. Нововведением в ходовой части БАВ, явилась установленная система подкачки шин. Воздух в нее подавался по внешним трубкам, прикрытым корпусом кузова. Также от грузовика ЗИС, по сути, осталась и подвеска на обычных рессорах.

В герметичном кузове, представлявшем собой водонепроницаемый сварной понтон, был сделан люк, через который при движении по суше, воздух подавался для охлаждения радиатора системы охлаждения. При плавании, двигатель амфибии охлаждался при помощи дополнительного теплообменника, охлаждаемого водой из-за борта. Также, в днище кузова сделали ниши для колес, карданной передачи, мостов, туннели для привода водяных рулей и гребного винта. Слева, в средней части днища, расположили кингстон - клапан для приема или слива воды внутрь корпуса. В случае попадания воды через пробоины в кузов, она откачивалась при помощи двух центробежных насосов, приводившихся от вала передачи гребного винта при помощи цепного привода. В комплект машины входил и аварийный ручной насос.

Элементам кузова БАВ ЗИС-485 были присвоены корабельные, а не автомобильные названия. Капот над двигателем назывался палубой, кабина для размещения водителя и пассажира – рубкой, полости под грузовой платформой и настилом пола рубки - трюмом. Спасательный круг, ручной насос и багор, уложенные на палубе, назывались шкиперским имуществом. Задняя часть кузова, с расположенными в трюме двумя бензобаками, называлась кормовой.

Грузовая платформа амфибии получилась весьма вместительной. БАВ мог перевезти по воде за один рейс 28 пехотинцев со стрелковым оружием, 122-мм. гаубицу или 85-мм. пушку вместе с расчетом, порожний автомобиль ГАЗ-63 ил груженый ГАЗ-69. На марше общим тентом накрывались кабина-рубка и грузовая платформа. На суше, ЗИС-485 был хорошим автомобилем высокой проходимости. БАВ был способен преодолевать глубокие колеи, снег, грязь, подъемы до 30о и двигаться поперек 20о  уклона.  

Учитывая высокую загрузку завода ЗиС, производство амфибии было развернуто на Брянском автомобильном заводе (БАВ). В конце 50-х годов амфибия подверглась модернизации. Вместо двухдискового сцепления установили однодисковое и увеличили колею. Установили новую систему подкачки шин, теперь воздух стал подводиться при помощи гибких шлангов в ступицах, а сами шины были заменены более мощными и мягкими, увеличенного размера, аналогичными шинам ГАЗ-66 и ЗИЛ-157. Запасное колесо было перенесено на грузовую платформу. Также был установлен новый двигатель от грузовика ЗИЛ-157. Модернизированная амфибия получила название ЗИЛ-485А ил БАВ-А.

С принятием на вооружение Советской армии в начале 60-х БТР-60 и БМП-1, отпала острая необходимость в массовом использовании специализированных плавающих транспортеров. В 1962 году БАВ были сняты с производства. 

Фотографии автомобиля сделаны в 2012 году.

Технические характеристики БАВ ЗИС-485

Годы производства

1950-1962
Привод механический
Колесная формула 6x6
Грузоподъемность на суше, кг. 2500
Грузоподъемность на плаву, кг. 3500

Снаряженная масса, кг.

7150
Длина, мм. 9540
Ширина, мм. 2485
Высота, мм.  2635
Колесная база до средней оси, мм.  3668
Колесная база до задней тележки, мм. 1120

Дорожный просвет, мм.

285
Двигатель ЗИС-123, карбюраторный, шестицилиндровый, рядный, нижнеклапанный
Рабочий объем,  см3 5555
Мощность, л.с. 110
Максимальная скорость на суше, км./ч. 73
Максимальная скорость на плаву, км./ч. 10-11

bav-01bav-02bav-03bav-04bav-05bav-06bav-07bav-08bav-09bav-10bav-11bav-12bav-13bav-14bav-15bav-16bav-17bav-18bav-19bav-20bav-21bav-22bav-23bav-24


Неподалеку от памятника БАВ ЗиС-485 расположены следующие памятники:

Подводная лодка "Малютка"

45мм. противотанковая пушка

Зенитная пушка С-60

ЗРК С-75 Волхов

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Город: Одесса
  • Координаты: 46.374952 30.733607
  • Адрес: ул. Дача Ковалевского
  • Тип: Автомобиль
  • Состояние памятника: Удовлетворительное

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top