Грузовой автомобиль ГаЗ-АА, Кременец

ГаЗ-АА ГаЗ-АА http://litnik.pp.ua

Памятник грузовому автомобилю ГаЗ-АА установлен в городе Кременец, Тернопольской области.

Стоит пожалуй сразу оговориться – ГАЗ-АА так назывался не всегда. Точнее не с самого начала. Сперва автомобиль носил название НАЗ, в незамысловатых традициях наименований, которые были присущи большой стране - Советскому Союзу. Нижний Новгород, выбранный для размещения первого в СССР автомобилестроительного гиганта, еще сохранил тогда свое историческое название. И даже более того, в «Горький» город переименовали в октябре 1932 года, а первый серийный автомобиль сошел с его конвейера в январе 1932 года. То есть целых десять месяцев, автогигант выпускал автомобили под названием НАЗ. Но обо всем по порядку.

Сначала, проект завода было доверено сделать Гипромезу и Металлострою. Но у советских инженеров отсутствовал опыт крупномасштабного автомобилестроения, и с задачей они не справились. Решено было обратиться за помощью к заокеанским соседям. Несмотря на явный конфликт убеждений, в качестве оплачиваемого наставника, советское руководство выбрало США и частную компанию Форда. Выбор был естественно не случайным. Рассеяв весь потенциал нации после недавнего переворота, не обладая ни опытом, ни умом Российской Империи, СССР тем не менее имел одну отличительную черту, которая помогла выжить стране в условиях, в которых выжить казалось было невозможно. Именно благодаря своей рабоче-крестьянской хватке, умению без особых сомнений брать то что нужно, и при этом брать самое лучшее, спасало страну не один раз. Так поступили и тогда. На тот момент в мире автомобилестроения не было человека известнее чем Генри Форд. В 1922 году его заводы выпускали каждый второй автомобиль в мире, и каждый третий из пяти автомобилей в США. Все модели спроектированные талантливым механиком, отличались надежностью, простотой и экономичностью в производстве. Советский Союз получил согласие компании оказывать техническую и консультационную помощь в строительстве производственных мощностей, в организации выпуска легковых и грузовых автомобилей.

Стоит ли говорить, что в качестве базовых моделей были взяты: легковой Форд–А, и грузовик Форд-АА, грузоподъемностью в полторы тонны. Оба автомобиля к тому времени были довольно популярны в разных странах и успели хорошо себя зарекомендовать. И пока строились основные мощности гиганта, СССР наладил мелкосерийное производство неподалеку от Нижнего – в Канавине. Через Мурманск, из США поступали автомобильные узлы и агрегаты, от персонала требовалось только грамотно все вместе свинтить. Надо отметить, что с этой задачей справились на редкость хорошо, и к концу зимы 1930 года сборочный цех выдал первые десять грузовиков марки Форд-АА. К концу года уже была освоена сборка трехосок Форд-Тимкен.

А пока суть да дело, автогигант готовили к пуску. В феврале 1932 года был освоен блок двигателя, коленвал, наладили пресс, отштамповав 100 первых лонжеронов автомобильных рам. Смежники не радовали расторопностью, и ввиду отсутствия поставок листовой стали, кабины сделали из фанеры.

Наступило 29 января 1932 года. С конвейера был спущен первый грузовик Нижегородского автомобилестроительного завода – НАЗ-АА. В конце года завод каждый день выпускал 60 грузовиков и наладил сборку "легковушек" ГАЗ-А. Теперь уже ГАЗ, поскольку к этому времени городу присвоили название Горький. По цепочке были переименованы завод и автомобиль.

Первые машины были полностью собраны по чертежам и документации компании Форд. Но советские инженеры, отважно вмешались в конструктив и внесли туда авторитетные правки. Был усилен рулевой механизм, картер сцепления, установлен воздушный фильтр и изменена конструкция тормозов. Надо отдать должное автомобилю – при всей своей простоте, на то время он был достаточно технически совершенным. Мощная лонжеронная рама, несла на себе кузов и кабину. В моторном отсеке стоял рядный 4 цилиндровый двигатель с объемом 3,3 литра, который развивал мощность в 42 л.с. Он был достаточно неприхотлив в горючем, а система питания, за счет разности высот карбюратора и топливного бака, умудрялась обходиться без бензонасоса.

Трансмиссией служило однодисковое сухое сцепление и четырехступенчатая механическая коробка переключения передач. Конструкция подвески - зависимая. Тормоза имели механический привод.

По воспоминаниям водителей того времени, этими тормозами было совершенно невозможно пользоваться ввиду их крайней неэффективности (отзыв подвергнут литературной и стилистической правке, в дословном цитировании не может быть приведен из-за наличия нецензурных выражений). В основном, машину тормозили «мотором». Запас хода без дозаправки превышал 200 км., грузоподъемность 1,5 тонны.

Перед Второй мировой, сборку автомобилей производили и в Москве, на заводе имени КИМа (впоследствии АЗЛК).

ГАЗ-АА послужил базой для выпуска целого семейства автомобилей самого разнообразного назначения. В Канавине, еще в 1932 году, приступили к производству 16 местного автобуса - ГАЗ-03-30. А уже в 1934 году освоили трехосный грузовик ГАЗ-ААА. Этот автомобиль выпускался до 1943 года. В 1936 году пошел в серию автомобиль самосвал ГАЗ-410 и полугусеничный автомобиль ГАЗ-60. Газогенераторный ГАЗ-42 (говоря проще – машина на дровах) выпускали в 1938-1939 годах. Кроме того, на базе шасси ГАЗ-АА производились автофургоны, бензозаправщики, санитарные и многие другие машины спецназначения.

Фотографии автомобиля сделаны в 2012 году.

Технические характеристики автомобиля ГаЗ-АА

Годы производства 1932—1950
Другие обозначения «газик», «полуторка», «полундра»
Создан на платформе Форд-АА обр. 1929 года
Двигатель ГАЗ-А
Трансмиссия 4-ст. мех.
Длина, мм. 5335
Ширина, мм. 2030
Высота, мм. 1870
Клиренс, мм. 200
Колесная база, мм. 3340
Масса, кг. 1750
Грузоподъемность, кг. 1500
Максимальная скорость, км/ч 70
Расход топлива, л/100 км. 19,5

gaz-aa-01gaz-aa-02gaz-aa-03gaz-aa-04gaz-aa-05gaz-aa-06gaz-aa-07gaz-aa-08gaz-aa-09gaz-aa-10gaz-aa-11gaz-aa-12gaz-aa-13gaz-aa-14gaz-aa-15gaz-aa-16gaz-aa-17gaz-aa-18gaz-aa-19

Неподалеку от автомобиля ГаЗ-АА Полуторка можно посмотреть следующие памятники технике:

БРДМ-1

Автомобиль ПМЗ-27А

Паровоз 9П

Вертолет Ми-2

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Область: Тернопольская
  • Город: Кременец
  • Координаты: 50.123251 25.719331
  • Адрес: Трасса М-19
  • Тип: Автомобиль
  • Состояние памятника: Отличное

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top