Пожарный автомобиль ПМЗ-27А установлен в городе Кременец, Тернопольской области.
После окончания Великой Отечественной войны, советским конструкторам, изучив образцы зарубежной техники, удалось совершить качественный скачок в производстве пожарных машин. Конструкторы от производства так называемых «линеек», перешли к проектированию автомобилей с двойной кабиной расчета, расположенной внутри кузова цистерной с водой, размещенными по бокам ящиками с рукавами и пожарным инвентарем, и, как и прежде, расположенному позади центробежному насосу. Этой конструктивной особенности удалось зарекомендовать себя с лучшей стороны. Самое главное заключалось в том, что советские автозаводы освоили совершенно новые модели грузовиков, превосходившие своих предшественников, как по энерговооруженности, так и по совокупности маневренности, проходимости и грузоподъемности. База этих грузовиков идеально подходила для разработки принципиально новых пожарных машин.
В начале 50-х годов ХХ столетия, в городе Прилуки (Черниговская область), было создано специализированное по проектированию пожарной техники ОКБ-8. Там же был построен завод, серийно выпускавший десятки моделей самых разнообразных пожарных автомобилей.
В 50-60-х годах, в качестве агрегатной базы для создания пожарных машин в основном использовались полноприводные 6х6 грузовики производства завода ЗиС, позже ЗиЛ. В Прилуках, первый пожарный автомобиль на базе ЗИС-151 был освоен в 1954 году. Автомобиль, выпускавшийся большими сериями, назывался ПМЗ-13. Автомобиль ПМЗ-13 обладал внешним обликом современного пожарного автомобиля, оснащенного двойной кабиной, но его кузов продолжал изготавливаться на обшитом снаружи стальным листом деревянном каркасе.
В 1958-59 годах, наступил новый этап в производстве пожарной техники. На заводе в Прилуках был построен первый образец пожарного автомобиля ПМЗ-27, оснащенного цельнометаллическим кузовом. ПМЗ-27 имел двойную кабину, откидные люки ящиков по бортам для инвентаря и пожарных рукавов, скрытую цистерну и насос, расположенный сзади за торцевой дверцей. Первый прототип был построен на шасси от ЗИС-151. Характерной особенностью автомобиля стали одинаковые с передними задние двери кабины. Они были позаимствованы у серийной кабины автомобиля ЗИС-150/ЗИС-151.
В это время, на автозаводе имени Лихачева, произошла смена базовой модели трехосного грузовика. Вместо устаревшего ЗИС-151, оснащавшегося двухскатными, как на «Студебеккере», задними колесами, в производство запустили новый грузовик ЗИЛ-157. На этом грузовике, по образцу БТР-152, спереди и сзади установили односкатные колеса оснащавшиеся толстыми и широкими шинами 12"00-20, с развитыми грунтозацепами. По любому бездорожью, новый автомобиль теперь прокладывал одну колею всеми колесами.
Шасси нового автомобиля ЗИЛ-157 и стало базой для производства серийного ПМЗ-27. Серийный кузов нового пожарного автомобиля отличался специально спроектированными более широкими задними дверьми, с закругленными краями окон. Посадка и высадка бойцов пожарного расчета стали намного удобнее. Аналогичные задние двери позже применялись на пожарных автомобилях, созданных на шасси грузовиков следующих поколений - ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, а также и ГАЗ-53. Цельнометаллическая кабина предоставила ранее невиданные условия - летом она проветривалась при помощи стеклоподъемников, зимой же наоборот, отапливалась.
По бокам автомобиля располагались тяжелые крышки отсеков для хранения рулонов пожарных рукавов, а сзади располагалась крышка насосного отсека. Запасное колесо автомобиля располагалось на крыше, под лестницей-штурмовкой и пеналами. В 60-х годах, проблесковые маячки на пожарных автомобилях не использовались, вместо нее применялась напоминавшая гудок паровоза пневматическая сирена. На крыше кабины, возле правой передней стойки кузова, устанавливался прожектор на высокой ножке – так называемая фара-искатель.
В 60-х годах начали производить специализированные пожарные машины, например аэродромные. Например, была создана модификация ПМЗ-27А, оснащенная установленным на крыше кабины лафетным стволом. ПМЗ-27А была способна прямо на ходу, при приближении к горящему строению или самолету, пустить струю воды. Эти машины служили как на аэродромах, так и в обычных пожарных депо. ПМЗ-27 производился в северной и тропической модификациях и даже поставлялись на экспорт. Все пожарные автомобили ПМЗ-27 были способны заливать огонь струей воды и химическим пенным раствором, начавшим применяться в это время. Для пенообразователя на автомобиле был установлен специальный бак.
В 1962 года было начато производство модернизированной пожарной машины ПМЗ-56, созданной на шасси ЗИЛ-157 К. Модель, оснащенная лафетным стволом, получила название ПМЗ-56А. Эти автомобили оснащались новыми средствами тушения. Прилукский завод снял с производства пожарные автомобили на базе ЗИЛ-157К в начале 70-х годов. Вместо них приступили к выпуску аналогичных машин, созданных на шасси нового грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131.
Фотографии автомобиля сделаны в 2012 году.
Технические характеристики пожарного автомобиля ПМЗ-27А |
|
Расчет, человек |
7 |
Длина, мм. |
7200 |
Ширина, мм. |
2185 |
Высота, мм. |
2820 |
Колесная база, мм. |
3665 х 1120 |
Дорожный просвет, мм |
310 |
Двигатель |
Бензиновый, шестицилиндровый, рядный, карбюраторный, нижнеклапанный |
Рабочий объем, см3 |
5555 |
Мощность при 2800 об./мин., л.с. |
110 |
Снаряженная масса, т. |
9,89 |
Объем цистерны для воды, л. |
2150 |
Объем цистерны для пенообразователя, л. |
80 |
Производительность насоса ПН-30КФ |
1800 литров в минуту |
Расход топлива, л./км. |
37-47 |
Максимальная скорость, км./ч. |
65 |
Неподалеку от пожарного автомобиля ПМЗ-27А можно посмотреть следующие памятники технике: