Рабочая лошадка войны - грузовик ЗИС-5, Хмельницкий

ЗиС-5 ЗиС-5 http://litnik.pp.ua

Памятник грузовому автомобилю ЗиС-5 установлен в городе Хмельницкий у входа в АТП «Поділля-Плюс».

Грузовик ЗИС-5 – советский автомобиль грузоподъемностью 3 тонны, выпускавшийся с 1933 по 1948 год на заводе имени Сталина (впоследствии завод имени Лихачева). По массовости производства «Захар» уступал лишь грузовику ГАЗ – АА. Во время войны 1941 - 45 годов производили упрощенную модель - ЗИС-5В.

История создания грузовика ЗИС-5

Автомобиль ЗИС-5 стал "продолжателем рода" грузовика АМО–3 (грузоподъемность которого составляла 2,5 тонны) локализованного варианта АМО-2, собиравшегося из американских машино-комплектов. В отличие от предшественника, автомобили АМО–3 и ЗИС–5 полностью состояли из деталей отечественного производства. В июне 1933 года была собрана первая партия грузовиков ЗИС-5, которая состояла из 10 машин. А в 1934 году грузовик запустили в серию, и ежедневный выпуск машин составил 65 штук в день. С учетом всех последующих модификаций, выпуск автомобилей этой модели продолжался по 1958 год, а учитывая глубоко модернизированный Урал ЗИС – 355М – по 1965 год.

Конструкция грузовика ЗИС-5 была заново разработана практически «с нуля» инженерами АМО-ЗИС: Е.И. Важинским, В.И. Лялиным и Б.Д. Строкановым. Главным акцентом в адаптации американского прототипа стало упрощение автомобиля и повышение его ремонтопригодности. При этом одновременно требовалось повысить качество эксплуатационных характеристик (были увеличены проходимость и грузоподъемность автомобиля). Рабочий объем двигателя увеличили до 5,55 литра, а мощность форсировали до 73 л.с., были переделаны воздушный фильтр и радиатор, также был модернизирован и карбюратор. Значительным изменениям подверглись рама, коробка переключения передач, карданный вал и оба моста. Значительно увеличили дорожный просвет на заднем мосту, на механический привод были заменены передние тормоза.

Одним из основных отличий от предшественника стала кабина. На грузовике ЗиС-5 ее сделали без брезентовой боковины. Улучшения ходовых характеристик удалось добиться за счет установки низкооборотного двигателя. Тяговые возможности модели сильно приблизились к грузовикам, оснащенным полным приводом (в виду повышенной проходимости, ЗиС-5 мог эксплуатироваться круглый год на дорогах любых категорий).

Грузовик ЗИС-5 во время ВОВ

Небольшое упущение в конструкции несущей рамы (недостаточная жесткость на скручивание) то же сыграло на повышение проходимости, так как при преодолении неровностей повышался рабочий ход колес. Двигатель хорошо запускался при отрицательных температурах и работал на любых низкосортных бензинах. Автомобиль в снаряженном состоянии мог буксировать прицеп весом до 3,5 тонн, а пробег до первого капитального ремонта составлял 100 тыс. км. Во время Великой отечественной войны конструкция грузовика ЗИС-5 была сильно упрощена – теперь кабина производилась из дерева и фанеры, а крылья стали гнуть из проката вместо применявшейся до войны штамповки. Были демонтированы тормоза на передних колесах, правая фара и уменьшено до одного количество откидывающихся бортов. Уже под конец войны исходную довоенную комплектацию частично восстановили.

Фотографии автомобиля сделаны в 2012 году. С техническими характеристиками автомобиля можно ознакомиться на странице, посвященной памятнику ЗиС-5 в Гайвороне.


zis-5-01zis-5-02zis-5-03zis-5-04zis-5-05zis-5-06zis-5-07zis-5-08zis-5-09zis-5-10zis-5-11zis-5-12zis-5-13zis-5-14zis-5-15zis-5-16zis-5-17zis-5-18zis-5-19zis-5-20zis-5-21zis-5-22zis-5-23zis-5-24zis-5-25zis-5-26zis-5-27zis-5-28zis-5-29zis-5-30zis-5-31zis-5-32zis-5-33zis-5-34zis-5-35zis-5-36zis-5-37zis-5-38zis-5-39zis-5-40zis-5-41zis-5-42zis-5-43zis-5-44zis-5-45zis-5-46zis-5-47zis-5-48zis-5-49zis-5-50zis-5-51zis-5-52zis-5-53zis-5-54zis-5-55zis-5-56zis-5-57zis-5-58zis-5-59zis-5-60zis-5-61zis-5-62zis-5-63zis-5-64zis-5-65zis-5-66zis-5-67zis-5-68zis-5-69


Неподалеку от памятника автомобилю ЗиС-5 расположены следующие памятники:

САУ ИСУ-152

Автомобиль ГаЗ-АА

Автомобиль ПМЗ-27А

БРДМ-1

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Область: Хмельницкая
  • Город: Хмельницкий
  • Координаты: 49.414994 26.950729
  • Адрес: ул. Тернопольская 13/1
  • Тип: Автомобиль
  • Состояние памятника: Хорошее

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top