БРДМ-1, Тернополь

БРДМ БРДМ http://litnik.pp.ua

Памятник БРДМ-1 установлен в городе Тернополь. Главное, что поражает как в БРДМ, так и в стоящих по соседству Т-34 и БТР-60, так это их окраска. Возможно, что такое творчество тоже имеет право на жизнь!

БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина) - советская боевая разведывательная машина разработанная в 50-х годах ХХ столетия. По западной классификации БРДМ иногда обозначается как бронеавтомобиль.

Разработка машины была начата в 1954 году в КБ ГАЗ. Изначально, перед конструкторами бала поставлена задача по разработке плавающей модификации бронетранспортера БТР-40, состоявшего на вооружении разведывательных частей Советской Армии. Это соответствовало и первоначальное обозначение машины - БТР-40П (плавающий). Для того чтобы исходная машина смогла плавать, и при этом, еще и повысилась ее проходимость, в конструкцию прототипа пришлось внести такое количество изменений, что в итоге получился совершенно новый бронеавтомобиль, принятый в 1958 году на вооружение под обозначением БРДМ. В конце 1957 года, на заводе ГАЗ была выпущена опытная партия этих машин. Серийно машина производилась с 1958 по 1966 года.

Корпус бронемашины изготовлен из катанных бронелистов разной толщины и имеет сварную конструкцию. Броня обеспечивает защиту экипажа от пуль и осколков мин и артиллерийских снарядов малого калибра. Приданная корпусу машины понтонооборазная форма обеспечивает на плаву минимальное сопротивление движению. В бронированной рубке, расположенной сверху на корпусе машины, располагаются экипаж и десант либо перевозимые системы вооружения. Автомобили первой серии оснащались открытой сверху рубкой, вскоре закрытой бронекрышей с бронелюками. В задней стенке рубки располагается закрытый двустворчатой крышкой люк.

В передней части рубки расположены командир (справа) и механик-водитель (слева). Для наблюдения служат смонтированные в лобовом листе рубки смотровые люки с бронекрышками, оснащенные  пуленепробиваемыми приборами наблюдения. Также, у механика-водителя, имеется перископ. Инфракрасный прибор предназначен для вождения в темноте.

В передней части бронеавтомобиля располагается силовое отделение. Отделение управления, совмещенное с боевым, занимало среднюю и заднюю части корпуса машины. Форсированный двигатель, вместе с частью агрегатов трансмиссии, располагался в силовом отделении. Трансмиссия включала в себя сухое однодисковое сцепление, пятискоростную коробку передач (одна передача - назад), конические дифференциалы обоих ведущих мостов и двухступенчатую раздаточную коробку. При помощи караданных валов, крутящий момент передавался к ведущим мостам от раздаточной коробки. В условиях бездорожья, дополнительно включается передний мост. При необходимости -пониженная передача. Передний мост можно подключать на остановке, а так же и в движении, без ограничений по скорости, не выжимая сцепления, соблюдая условие о непробуксовке заднего моста. Также в силовом отделении расположены:

- лебедка, предназначенная для самовытаскивания;

- компрессор, оборудованный промежуточным резервуаром для сжатого воздуха, обслуживающий систему централизованного регулирования давления в шинах. Подвод воздуха к шинам осуществляется через ступицу;

- рулевой механизм.

Через специальную коробку отбора мощности, от раздаточной коробки, приводятся цепные передачи дополнительных колес, бортовые редукторы и водометный движитель. Водометный движитель БРДМ работает через свою коробку отбора мощности и карданную передачу.

По воде бронемашина движется благодаря установленному в корме водометному движителю. Через приемный патрубок, расположенный на днище, вода засасывается при помощи четырехлопастного винта и выбрасывается через отверстие, расположенное в кормовом листе корпуса. Это отверстие закрывается бронированной заслонкой при движении по суше. Поворот на плаву осуществляется при помощи водяных рулей, расположенных в выпускном патрубке водомета. Водяные рули обеспечивают высокую маневренность, так, радиус поворота составляет всего 1,5 метра. Привод к водяным рулям объединяется с приводом управления колесами. На машине установлен волноотражающий щит, предотвращающий во время плавания заливание силового отделения бронеавтомобиля через вентиляционные отверстия. С целью улучшения обзора и улучшения защищенности передней части корпуса,  при движении на суше, волноотражающий щит переводится в нижнее положение. В состав системы охлаждения входит теплообменник, омываемый забортной водой. Теплообменник используется при движении на плаву, при закрытых вентиляционных жалюзи на крыше силового отделения. 

Все четыре основных колеса, снабженные широкопрофильными шинами, являются ведущими. Особенностью БРДМ, которая также применена в БРДМ-2, стали две дополнительные пары колес, установленные посередине корпуса. При нормальном режиме движения - эти колеса полуутоплены в корпусе бронемашины. При движении по бездорожью, колеса вращаются, предотвращая цепляние днищем. При преодолении траншей и окопов, колеса опускаются при помощи гидропривода, и начинают работать от цепного привода. Благодаря этой своей особенности, БРДМ имеет на пересеченной местности проходимость, сопоставимую с гусеничными машинами.

Основным вооружением бронемашины был пулемет СГМБ. Пулемет устанавливался открыто в передней части рубки на вертикальном кронштейне. Начиная с 1958 года, пулемет СГМБ был заменен пулеметом ПКТ. Также, члены экипажа и десант, имели возможность вести стрельбу из личного оружия через устроенные по две с каждого борта бойницы и две бойницы в корме рубки. Оборудование БРДМ состояло из радиостанции Р-133, средств пожаротушения и навигационных приборов.

Фотографии БРДМ сделаны в 2012 году.

Технические характеристики БРДМ-1

Боевая масса, т.
5,6
Экипаж, чел. 2 + 3 десантника
Вооружение пулемет СГМБ или ПКТ калибра 7,62 мм.
Боекомплект, патронов 1250
Бронирование, мм. 6,8 и 12
Длина, мм.
5660
Ширина, мм. 2170
Высота, мм. 1870
Клиренс, мм. 310
Максимальная скорость на шоссе, км./час. 90
Максимальная скорость на грунтовой дороге, км./час.  50
Максимальная скорость в воде, км./час.
9
Запас хода по шоссе, км. 500
Запас хода на плаву, км. 110
Двигатель ГАЗ-40П, карбюраторный, V-образный, 6-ти цилиндровый
Максимальная мощность, л.с. 93
Преодолеваемый подъем, град. 31
Преодолеваемая траншея, м. 1,22
Преодолеваемая вертикальная стенка, м. 0,4

brdm-1-01brdm-1-02brdm-1-03brdm-1-04brdm-1-05brdm-1-06brdm-1-07brdm-1-08brdm-1-09brdm-1-10brdm-1-11brdm-1-12brdm-1-13brdm-1-14brdm-1-15brdm-1-16brdm-1-17brdm-1-18brdm-1-19brdm-1-20brdm-1-21brdm-1-22brdm-1-23brdm-1-24


Неподалеку от БРДМ-1 можно посмотреть следующие памятники технике:

Паровозт 9П

САУ ИСУ-152

Вертолет Ми-2

Самолет Ту-16

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Город: Тернополь
  • Координаты: 49.552911 25.60685
  • Адрес: ул. Генерала Шухевича
  • Тип: Бронетехника
  • Состояние памятника: Удовлетворительное

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top