Памятник самоходной артиллерийской установке Су-100 установлен на Сапун Горе, в г. Севастополе.
САУ СУ-100 спроектирована на Уралмашзаводе на основе агрегатов САУ СУ-85 и танка Т-34-85. Ходовая часть, двигатель и трансмиссия танка Т-34-85 были использованы без изменений. Лобовое бронирование рубки было увеличено до 75-мм. по сравнению с 45-мм. у СУ-85. Рост толщины лобовой брони и увеличение массы орудия привели к перегрузке подвески передних катков. Увеличением диаметра проволоки в пружинах с 30 до 34 мм., конструктора постарались решить эту проблему, но полностью ее устранить так и не удалось.
Позаимствованный у СУ-85 корпус подвергся немногочисленным, но важным изменениям. Кроме увеличения толщины лобовой брони, на СУ-100 была установлена командирская башенка, оснащенная копией британских смотровых приборов MK-IV. Для улучшения очистки воздуха в боевом отделении от пороховых газов были установлены 2 дополнительных вентилятора. В итоге 72% деталей СУ-100 было позаимствовано у танка Т-34-85, от САУ СУ-85 позаимствовали 7,5%, у САУ СУ-122 - 4%, оставшиеся 16,5% деталей были спроектированы заново.
СУ-100 обладала классической компоновкой советских САУ. Совмещенные отделение управления и боевое отделение, расположили в передней части корпуса, в бронированной боевой рубке. Здесь же расположили и все органы управления механизмами САУ, весь комплекс основного вооружения, прицельные приспособления, орудийный боекомплект, танкопереговорное устройство, радиостанцию, носовые топливные баки а так же часть запасных принадлежностей и полезного инструмента (ЗИП).
В переднем левом углу рубки расположено место механика-водителя. В лобовом листе корпуса, напротив него, имеется прямоугольный люк. 2 призматических смотровых прибора смонтированы в крышке этого люка. Справа от орудия расположено место командира машины. место наводчика расположено сразу за сиденьем механика-водителя. Заряжающий находится в левом заднем углу боевой рубки. В крыше рубки смонтированы - неподвижная командирская башенка, 2 прямоугольных люка, предназначенных для посадки-высадки экипажа и под колпаками 2 вентилятора системы очистки воздуха. Командирская башенка оснащена 5-ю смотровыми щелями с броне стеклами. В крышке люка командирской башенки, а также в крышке люка наводчика, смонтированы смотровые приборы МК-IV.
Сразу же за боевым, расположено отделенное от него специальной перегородкой моторное отделение. В середине МТО на подмоторной раме смонтирован дизельный двигатель В-2-34. Мощность двигателя - 520 л.с. Оснащенная этим двигателем САУ массой 31,6 тонн, способна разогнаться по шоссе до 50 км./ч. В корме корпуса самоходки расположено трансмиссионное отделение, в котором находятся 5-ступенчатая коробка передач, главный и бортовые фрикционы с тормозами, 2 топливных бака и 2 инерционно-масляных воздухоочистителя. Емкость обоих внутренних топливных баков СУ-100 составляет 400 литров. Это количество топлива позволяет проехать 310-км. по шоссе.
Пушка Д-10С обр. 1944 года калибра 100-мм. является основным вооружением самоходки. Ствол орудия имеет длину в 56 калибров (5608 мм). Начальная скорость бронебойного снаряда составляет 897 м./с. Пушка оснащена механическим и электромагнитным спуском, а также полуавтоматическим горизонтальным клиновым затвором. Компенсирующий механизм пружинного типа обеспечивает плавность наводки пушки в вертикальной плоскости. Противооткатные устройства - гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник, располагаются над стволом орудия, соответственно слева и справа. Полная масса орудия с откатывающими механизмами составила 1435 кг. Боекомплект орудия СУ-100 состоял из 33 унитарных выстрелов с осколочно-фугасными снарядами ОФ-412 и бронебойно-трассирующими снарядами БР-412.
Орудие установлено в лобовой плите рубки в литой раме на двойных цапфах. Угол наведения в вертикальной плоскости лежит в пределах от -3 до +20 градусов, а в горизонтальной плоскости - 16 градусов (по 8 в право и влево). Во время стрельбы с закрытых позиций, для наведения орудия используются боковой уровень и панорама Герца, а при стрельбе прямой наводкой, наводчиком используется телескопический шарнирный прицел ТШ-19, обладающий 4-х кратным увеличением с полем обзора 16 градусов. Техническая скорострельность орудия составляет 4-6 выстрелов в минуту.
С историей создания САУ можно познакомиться на странице, посвященной памятнику Су-100 в Алуште.
Фотографии САУ Су-100 сделаны в 2012 году.
Технические характеристики САУ СУ-100 |
|
Боевая масса | 31,6 т. |
Экипаж | 4 чел. |
Количество выпущенных экземпляров | 4976 |
Длина с пушкой вперед | 9450 мм. |
Ширина корпуса | 3000 мм. |
Высота | 2245 мм. |
Клиренс | 400 мм. |
Тип брони | стальная катаная и литая, гомогенная |
Лобовая броня корпуса | 75 / 50° мм./град. |
Пушка | 100-мм. Нарезная пушка Д-10С, калибром 100мм., образца 1944 года |
Длина ствола | 56 калибров |
Боекомплект пушки | 33 выстрела |
Углы ВН | -3…+20° град. |
Углы ГН | ±8° град. |
Тип двигателя | В-2-34, V-образный, дизельный, 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя | 520 л.с. |
Скорость по шоссе | 50 км./ч. |
Скорость по пересеченной местности | 20 км./ч. |
Запас хода по шоссе | 310 км. |
Запас хода по пересеченной местности | 140 км. |
Преодолеваемый подъем | 35° |
Неподалеку от памятника САУ Су-100 можно посмотреть следующие памятники: