Памятник САУ Су-76М установлен в Севастополе, на Сапун Горе.
САУ СУ-76 — легкая советская самоходная артиллерийская установка времен Великой Отечественной войны.
После произошедшего весной 1942 года крутого перелома в увеличении производства танков, встала острая необходимость создания и массового производства самоходной артиллерии. Стало совершенно очевидно, что только САУ способны непрерывно сопровождать пехоту и танки, маневрировать на местности, практически мгновенно сближаться с противником, оставаясь неуязвимыми от его пулеметного огня. Самоходные установки, в отличие от обычной артиллерии, оказались способны к быстрому и эффективному уничтожению огневых точек и танков противника с закрытых позиций и при стрельбе прямой наводкой.
Предусматривалась разработка нескольких категорий САУ, основанных на базе легких танков Т-70 и Т-60, средних танков Т-34 и тяжелых танков КВ-1С. Также планировалась и разработка зенитной самоходной установки. В июле 1942 года, на базе легкого танка Т-60, была построена 76-мм. самоходная пушка ОСУ-76. Она оснащалась автомобильным мотором М-1. Учитывая короткую базу, машина вышла неустойчивой при стрельбе, также слишком слабой оказалась и броневая защита САУ. Создание полноценной и хорошо защищенной САУ с ограниченной до 10 тонн массой оказалось совершенно непростой задачей.
Осознавая важность решения этой задачи, Государственным Комитетом Обороны (ГКО) было поручено разработать к декабрю 1942 г. новую 76-мм. самоходную установку. В основу САУ легла ходовая часть уже освоенного промышленностью танка Т-70. Боевое отделение было расположено сзади. Таким образом, ствол пушки ЗиС-3 удалось оставить в габаритах машины. Силовая установка новой САУ состояла из двух автомобильных двигателей ГАЗ-202. Двигатели, общей мощностью 140 л.с., работали параллельно. Эти двигатели ранее в одиночку применялись на легком танке Т-60.
Такой тип силовой установки привлек разработчиков следующими преимуществами - возможность движения САУ на одном двигателе в случае отказе второго, унификация с освоенными агрегатами, легкость замены. К сожалению, при проектировании было проигнорировано последовательное соединение двух двигателей в одну силовую установку, успешно отработанное на Т-70. Такой агрегат, оснащенный общим главным фрикционом и коробкой передач от автомобиля ЗИС-5, кроме того, что легко устанавливался вдоль борта в корпусе легкой гусеничной машины, так еще и оказался вполне надежным - отказов и поломок одного из двигателей практически не наблюдалось.
Спроектированная под заводской маркой СУ-12 самоходная установка была закончена осенью 1942 года. 9 декабря 1942 года были начаты испытания машины. Учитывая краткость их проведения, существенные поломки не были отмечены. САУ под названием СУ-76 была принята на вооружение. В январе 1943 года было начато их серийное производство. Два первых полка СУ-76 были отправлены на Волховский фронт в конце января 1943 года. Именно здесь проявился во всей красе врожденный дефект такой «спарки» двигателей - проявились резонансные крутильные колебания, которые приводили к поломкам трансмиссии.
В марте 1943 года производство СУ-76 после выпуска порядка 170 машин было приостановлено. ГКО были установлены жесткие сроки устранения недостатков САУ. Машину оперативно переработали под силовой агрегат от легкого танка Т-70. Также, с боевого отделения была демонтирована крыша, мешавшая как наводке орудия, так и работе расчета, упрощена трансмиссия и управление ей. Масса САУ была уменьшена с 11,2 т. до 10,5 т. В мае 1943 года, новая САУ была готова к испытаниям. Испытания, начатые 17 мая, вскоре были успешно завершены.
С конца месяца, используя задел старых бронекорпусов, было начато серийное производство модернизированных САУ СУ-76М. В июле 1943 года, Су-76М сражались в битве на Курской дуге.
При правильном использовании, СУ-76М показали себя очень хорошо в обороне и в наступлении - при разрушении дотов и дзотов, подавлении пулеметных гнезд и в борьбе с танками противника.
Фотографии САУ Су-76 сделаны в 2012 году.
Технические характеристики САУ Су-76М |
|
Классификация | САУ непосредственной поддержки |
Боевая масса | 11,2 т. |
Экипаж | 4 чел. |
Длина корпуса | 5000 мм. |
Ширина корпуса | 2740 мм. |
Высота | 2200 мм. |
Клиренс | 300 мм. |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса (верх) | 25 / 60° мм/град. |
Лоб корпуса (низ) | 35 / 30° мм/град. |
Борт корпуса | 15 / 0° мм/град. |
Корма корпуса (верх) | 10 / 20° мм/град. |
Пушка | 76,2-мм. пушка ЗИС-3 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола | 51,6 калибров |
Боекомплект пушки | 60 |
Углы ВН | -3…+25 град. |
Углы ГН | ±15 град. |
Тип двигателя | 2 спаренных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателя жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя | 2 х 70 л. с. |
Скорость по шоссе | 44 км./ч. |
Запас хода по шоссе | 250 км. |
Преодолеваемый подъем | 30 град. |
Преодолеваемая стенка | 0,6 м. |
Преодолеваемый ров | 2,0 м. |
Преодолеваемый брод | 0,9 м. |
Неподалеку от памятника САУ Су-76 можно посмотреть следующие памятники: