Памятник танку т-34 установлен в музее-диораме «Лютежский плацдарм», село Новые Петровцы.
Танк Т-34 перед Курской дугой.
Общепринятое мнение гласит - «танк Т-34, лучший танк времен Второй мировой войны», и рождает достаточно простую схему «советское – значит лучшее». Но данное утверждение неоднократно оспаривалось в ряде публикаций и привело к рождению другой, противоположной точки зрения: советское – худшее, но более многочисленное. Так какова все же была позиция легендарной тридцатьчетверки на полях сражений Великой отечественной войны. Для того что бы разобраться с этим вопросом стоит проследить за двумя моделями этого танка - Т-34-76, с калибром орудия 76 мм, танковым расчетом из четырех человек (использовался в боях начиная с 1941 года), и его модификацией, танком Т-34-85 с калибром пушки 85 мм и расчетом из пяти человек (поставлен на вооружение армии зимой 1944 года).
К началу боевых действий фашистской Германии против Советского Союза, состоящий на вооружении у последнего танк Т-34-76, был наиболее технически совершенным из средних танков, квинтэссенцией советской конструкторской мысли. В том же модельном ряду у Германии стоял средний танк Pz-IV. Сравнивая их характеристики, можно убедиться в том, что Т-34-76 имея абсолютное боевое превосходство над противником, (в защите в 2,2 раза, в маневренности 1,36, в огневой мощи 1,21), существенно уступал по эксплуатационным характеристикам – более чем в два раза. То-есть, преимущества боевых характеристик советские конструкторы добились за счет снижения эксплуатационных. Это нетрудно увидеть сравнив компоновочную схему этих двух танков. Преимущество в защите советского танка достигалось за счет использования эффективных углов наклона броневых пластин лобовой (до 60 градусов) и боковой (до 45 градусов) проекции машины. Установленные на танк мощная 76 миллиметровая пушка Ф-34 и габаритный дизельный мотор тоже требовали дополнительного места. Из-за этого существенно уменьшался забронированный объем машины, и 28 тонный танк вмещал только 4 х членов экипажа, тогда как 20 тонный Pz-IV включал целых пять человек. Данная схема советского танка существенно утяжеляла работу командира, который вынужден был выполнять еще и функцию наводчика. В условиях боя это отвлекало его от главной стратегической обязанности – командования своим танком, и танками подчиненного подразделения (взвода, роты…). Преимущество в защите достигалось и малым количеством аварийных и эксплуатационных люков (5 люков на Т-34 против 12 на Pz-IV). Излишне говорить, чем это было чревато для экипажа в условиях боя. К тому же на советской машине продолжали использоваться несовершенные средства наблюдения, конструкции начала 30 годов. Как результат, превосходство Т-34 в защите и огневой мощи, зачастую слишком дорого обходились экипажу машины.
Еще одно принципиальное отличие в подходе к созданию танков советскими конструкторами, заключалось в приоритете простоты и дешевизны конструкции, перед качественными характеристиками всей машины. Подвеска танка была простой в производстве, но габаритной в размещении и жесткой на ходу, что делало невозможной стрельбу в движении. Расположение двигателя в корме машины упрощало его установку и обслуживание – но система приводов идущая от штатного размещения места механика водителя к трансмиссии, во много раз увеличивала нагрузку на рычаги, что приводило к дополнительным сложностям при переключении передач и более частому выходу механизма из строя.
Фотографии танка сделаны в 2012 году. В музее установлены 2 танка Т-34-76. Фотографии второго танка Вы сможете найти на этой странице. С техническими характеристиками среднего танка Т-34-76 можно ознакомиться на странице, посвященной памятнику танку Т-34, установленному в Симферополе.
Неподалеку от памятника танку Т-34 можно посмотреть следующие памятники технике: