Памятник танку ИС-2 установлен в Севастополе на Сапун Горе.
ИС-2 - тяжелый советский танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС расшифровывается как Иосиф Сталин. В августе 1943 года, после изучения итогов Курской битвы, Ж.Я. Котин (главный конструктор завода №100) обратил внимание на наиболее успешную борьбу с танками противника 122-мм. пушки А-19. Конструкторами завода № 9 был создан опытный образец противотанкового орудия Д-2. Орудие создали наложением ствола пушки А-19 на лафет гаубицы М-30. Это мощное орудие предназначалось для борьбы с тяжелыми танками противника.
После получения от завода № 100 необходимой документации, КБ завода № 9 был быстро разработан эскизный проект размещения в башне танка ИС-85 пушки А-19. Проект нового танка был одобрен Сталиным и Малышевым. 31 октября 1943 года вышло постановление ГКО о принятии на вооружение танка ИС со 122-мм. пушкой. К 11 ноября 1943 года, завод № 9 обязали изготовить вариант орудия А-19 предназначенный для установки в танки. Первый образец танковой пушки А-19 был изготовлен 12 ноября 1943 года.
Государственные испытания тяжелого танка ИС-122 прошли достаточно успешно и в очень быстром темпе. После окончания испытаний, танк был переброшен на подмосковский полигон, где из его 122-мм. пушки был сделан выстрел по трофейному танку «Пантера» с дистанции 1500 м. Выпущенный по развернутой вправо башне снаряд, пробил бортовую броню, оторвал по сварке противоположный лист и отбросил его на несколько метров. В ходе испытаний, у пушки А-19 был разорван Т-образный дульный тормоз. После этого он был заменен на двухкаморный немецкого типа.
В октябре 1943 года были изготовлены первые серийные танки ИС-85. А в декабре - ИС-122. В январе 1944 года были выпущены 40 последних танков ИС-85. После чего производились только танки ИС-122, оснащавшиеся новым орудием Д-25Т калибра 122 мм. с клиновым полуавтоматическим затвором. За счет применения нового затвора удалось повысить скорострельность. В марте 1944 года, дульный тормоз немецкого типа был заменен на более эффективный, разработанный ЦАКБ. В это же время, танк ИС-85 переименовали в ИС-1, а танк ИС-122 - в ИС-2.
При этом вопрос вооружения ИС-2 так и не был полностью закрыт. Военных, в первую очередь, не устраивали низкая скорострельность и небольшой боекомплект танка, состоявший из 28 выстрелов раздельного заряжания. Например, боекомплект танка КВ-1С состоял из 114 выстрелов, а танка ИС-1 из 59. К тому же, после первых столкновений нового танка ИС-2 с танками противника, выяснилась недостаточная мощность 122-мм. остроголового бронебойного снаряда БР-471. Снаряд пробивал лобовую броню танка «Пантера» всего лишь с расстояния в 600-700 метров. Лобовую броню танка «Тигр» удавалось поразить на расстоянии 1200 метров. Однако, попадание на такой дистанции было очень затруднено. Первые результаты боевого использования танков ИС-2 подтвердили результаты стрельбовых испытаний в Кубинке и заставили разработчиков заняться поиском новых решений.
Было предложено приступить к разработке нового снаряда с лучшей бронепробиваемостью, предназначавшегося для пушки Д-25Т. Новый бронебойный тупоголовый снаряд БР-471Б появился в начале весны 1945 года. Практически только после окончания войны он начал поступать в боекомплекты тяжелых танков.
Не смотря на это, осенью 1944 года, вопрос о недостаточной бронепробиваемости снарядов решился самопроизвольно. Внезапно, немецкие танки стали прекрасно поражаться пушкой Д-25Т, даже на расстоянии более 2500 метров. Причина оказалась в остром недостатка марганца у немецкой промышленности. В силу этого, противник вынужден был применять высокоуглеродистую броню, отличавшуюся в местах сварных швов повышенной хрупкостью.
Также, в результате первых боевых столкновений с танками противника, выявилось и слабое лобовое бронирование корпуса ИС-2. При обстреле выпущенных в марте 1944 года танков ИС из 76-мм. пушки ЗИС-3 на дистанции в 500 - 600 метров, броня танка проламывалась со всех сторон. Основной части бронебойных снарядов не удавалось проникнуть за броню, но при этом они образовывали большие массы вторичных осколков. Фактом недостаточного бронирования в первую очередь и объясняются большие потери танков ИС-1 и ИС-2 зимой-весной 1944 года.
Фотографии танка сделаны в 2012 году.
Технические характеристики танка ИС-2 | |
---|---|
Масса танка | 46,0 т. |
Экипаж | 4 человека |
Всего выпущено | 3475 штук |
Длина корпуса | 6770 мм. |
Длина корпуса с пушкой | 9830 мм. |
Ширина корпуса | 3070 мм. |
Высота | 2730 мм. |
Клиренс | 420 мм. |
Тип брони | гомогенная катаная высокой твердости |
Лоб корпуса | 90/60 мм./град. |
Борт корпуса | 90/0 мм./град. |
Днище | 30 мм. |
Крыша корпуса | 20 мм. |
Маска орудия | 100 мм. |
Борт башни | 100/15 мм./град. |
Крыша башни | 20 мм. |
Марка и калибр пушки | Д-25Т, 122 мм. |
Длина ствола | 48 калибров |
Боекомплект | 28 выстрелов |
Углы ВН | -3o – 20o |
Углы ГН | 360o |
Пулеметы | 1 X ДШК, 12,7-мм. 3 X ДТ, 7,62-мм. |
Двигатель | 12-цилиндровый 4-тактный V-образный дизель В-2ИС |
Мощность двигателя | 520 л.с. |
Скорость по пересеченной местности | 10-15 км./ч. |
Запас хода по пересеченной местности | 160 км. |
Скорость по шоссе | 35-37 км./ч. |
Запас хода по шоссе | 240 км. |
Преодолеваемый подъем | 36o |
Преодолеваемая стенка | 1,0 м. |
Преодолеваемый брод | 1,3 м. |
Преодолеваемый ров | 2,5 м. |
Неподалеку от памятника танку ИС-2 можно посмотреть следующие памятники: