Казацкая Чайка, остров Хортица, Запорожье

Чайка Чайка http://litnik.pp.ua

Казацкая Чайка установлена в Запорожье, на острове Хортица.

В 1998, неподалеку от  острова Хортица  в городе Запорожье, у скалы Наумовой, на дне Днепра, была найдена затонувшая казацкая чайка. Через год, в 1999 году судно подняли на поверхность. По данным ученых, возраст обнаруженного судна составляет около 300 лет. Обнаруженная лодка имеет длину 17,5 метров и была способна вместить около 50 человек. Ширина лодки составляет 3,6 метра, высота кормы - 2,7 метра, а высота бортов в средней части не превышает  1,7 метра. Данная лодка, в отличие от большей части казацких чаек XV–XVII веков, построена по передовой для того времени на килевой основе. Каркасные части лодки сделаны из дуба, а обшивка и другие внутренние детали изготовлены из сосны. Такие материалы обеспечили легкость и прочность корпуса. Лодка оснащалась всего 7 парами весел, вместо обычных для  того времени 12 пар весел. Ближе к носовой части лодки расположено место для установки высокой мачты, имевшей длину 10 метров, тогда как в других казацких судах парус имел исключительно вспомогательный характер, их мачты имели высоту до 4 метров. Найденный экземпляр казацкой Чайки, очевидно, рассчитывался на использование в первую очередь ветровой энергии.

Основой частью казацких чаек был 15 метровый киль, изготавливавшийся из липы, дуба или вербы. На основе киля уже возводился сам корпус – устанавливались шпангоуты и наращивались борта судна до тех пор, пока длина чайки не достигала 20 метров, а ширина - 3,6 метров, при высоте судна около 1,6 метра. Борта изготавливали из сосновых досок, очень плотно прибивавшихся одна на другую и имевших длину от 0,32 до 0,380 метров. Весельное вооружение казацкой чайки обычно состояло из 10–15 весельных пар. Обычно на чайках устанавливались два руля направления - спереди и сзади. 2 руля значительно ускоряли разворот судна, так как для быстрой смены курса достаточно было всего лишь грести в противоположном направлении.

На чайках отсутствовала палуба. Для размещения гребцов внутри корпуса судна сооружались скамьи исходя из размещения 2-х человек на одно весло. С внешней стороны, при помощи дикой вишни или липового лыка, лодка обвязывалась снопами камыша. Это резко повышало плавучесть судна, позволяя ему оставаться на плаву даже в случае заполнения водой. Также, расположенные снаружи вязки камыша выполняли роль буфера при швартовке и защищали экипаж судна от низколетящих пуль.

Паруса обычно использовалось только в качестве дополнительного движителя,  ставили мачту и поднимали парус только при наличии благоприятного ветра. Складная мачта позволяла чайке быть очень незаметной при организации засады или в случае необходимости скрытного приближения к противнику.

Чайка развивала на воде весьма значительную скорость. Исходя из имеющихся исторических упоминаний, казакам удавалось доходить до Анатолии от устья Днепра всего за 36–40 часов. Исходя из этих данных, лодка развивала скорость порядка 13–15 км./ч. Это давало ей возможность без труда уходить от турецких галер.

Существуют упоминания об использовании чаек в роли прообраза подводных лодок. Казаки переворачивали лодку кверху днищем и пряталась под ней. В таком положении, им удавалось незаметно приблизиться к противнику. Запорожские казаки широко использовали чайки для быстрого нападения на противника и быстрого отступления. Также, известны случаи длительных походов на чайках, вплоть до Босфора.

Фотографии лодки сделаны в 2008 году. За предоставленные фотографии особенную благодарность хочется выразить автору - http://www.tyt-skazki.ru/publ/prikljuchenija_dvukh_druzej/17


01020304050607080910111213141516171819202122


Неподалеку от памятника казацкой чайке расположены следующие памятники:

Самолет МиГ-21

Пушка ЗиС-2

Танк Т-54

Пушка ЗиС-3

Самолет L-29

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Область: Киевская
  • Город: Запорожье
  • Координаты: 47.800415 35.138716
  • Адрес: остров Хортица
  • Тип: Флот
  • Состояние памятника: Отличное

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top