Памятник малому тральщику проекта 253 установлен в Одессе, на территории музея-мемориала героической обороны Одессы.
Малый тральщик начали разрабатывать на Большой земле в 1941 году. В проекте тральщик соответствовал размерам 31,78x5,08x1,29 м., имел водоизмещение 91,2 т. Малый тральщик предназначался для борьбы с мелкими кораблями и авиацией противника, а также, в условиях мелководья, должен был уничтожать все известные типы мин.
Главным минусом разработки оказались расход топлива и электроэнергии, имевшие огромное значение на то время.
Запасов металла хватало на изготовление всего нескольких десятков кораблей. Однако проект нуждался в корректировке. Задача была поставлена не только в изменении проекта, но и в том, чтобы боевые качества Минного тральщика как минимум остались на прежнем уровне.
Успешная корректировка проекта корабля была осуществлена в максимально короткие сроки при участии практически всех оставшихся к тому времени Ленинградских инженеров. В результате изменений появился уже практически новый проект, кардинально отличавшийся от 235-го. Уже в ближайшее время эскизы были одобрены специалистами ВМФ. Таким образом, выполнение заказа набрало новые обороты. К моменту отправки законченных чертежей в Москву на утверждение, полным ходом шел монтаж и вооружение находившихся на плаву первых минных тральщиков.
В процессе рассмотрения проекта, поступило предложение об установке еще одного орудия на баке тральщика. Инициатором таких изменений в проекте стал адмирал Н.В. Исаченков. В проект тут же были внесены изменения, и следующие представители этой модели изготовлялись уже с этой поправкой.
В первых числах ноября 1942 года, тральщик вышел на испытания в районе Шепелевского маяка. При боевой проверке были испытаны буквально все системы корабля. В процессе пробного траления, корабль попал под вражеский обстрел. Благодаря исключительному мастерству экипажа и хорошим ходовым качествам корабля, малый тральщик сумел выйти из-под обстрела вражеской береговой батареи и продолжить испытания.
В том же месяце, после завершения всех испытаний, малый тральщик вошел в состав действующего флота. Отзывы гласили об отличных мореходных и огневых свойствах тральщика и некоторых недостатках, которые оказались легко устранимы.
В 1944 «Проект 253Л» модернизировали и присвоили ему новый индекс 253Л-П. Изменения представляли собой увеличение водоизмещения, что несло за собой удлинение корпуса и изменение носовых обводов. Благодаря тому, что двигатели были расположены в двух изолированных машинных отделениях, удалось повысить живучесть энергетической установки и корабля в целом. Модернизация также включала в себя замену одноствольных пулеметов на «спарки», установку петлевого электромагнитного трала, оснащение тральной лебедки электродвигателем и увеличение боевой автономности, что повысило запас топлива до 10,1 т. вместо первоначальных 3,7 т.
Кратера постоянно подвергались модернизации в процессе выпуска. Одни оснащались цепными охранителями, которые оберегали от подрыва на якорных минах, и гидроакустическими станциями. А другие – дополнительными дизель-генераторами, которые служили для неконтактных тралов и другими механизмами.
Фотографии малого тральщика сделаны в 2012 году.
Тактико-технические данные малого тральщика проекта 253 |
|
Водоизмещение стандартное, т. | 91,2 |
Длина наибольшая, м. | 31,78 |
Ширина наибольшая, м. | 5,08 |
Осадка, м. | 1,29 |
Электроэнергетическая система | ДГ постоянного тока мощностью 15 кВт, 110 В. |
Силовая установка | 3 дизельных двигателя "Супериор" мощностью по 230 л.с., 3 винта ФШ, 2 руля |
Скорость хода, узлов |
полный 12,5 экономический 10 траления 4-9 |
Автономность, суток | 2 |
Артиллерийское вооружение | 3 пулемета ДШК калибра 12,7-мм. |
Противолодочное вооружение |
12 глубинных бомб БМ-1 2 бомбосбрасывателя |
Противоминное вооружение |
1 облегченный трал Шульца ОТШ-1, 1 катерный электромагнитный трал КЭМТ-2, 1 катерный параванный трал КПТ |
Минное вооружение | 10 мин Р-1 |
Экипаж | 17 человек (2 офицера) |
Неподалеку от памятника малому тральщику расположены следующие памятники: