История Одесского трамвая серии Х.

Трамвай серии Х Трамвай серии Х http://litnik.pp.ua

Памятник трамваю серии Х установлен в Одессе, на территории музея-мемориала героической обороны Одессы.

Моторный вагон серии Х – это типовой серийный образец советского двухосного двустороннего высокопольного трамвая. Он выпускался в промежутке между 1927 и 1941 годами. Впервые поставлен в Харьков, по названию которого и была поименована вся серия. Обычно находился в спарке с одним прицепным вагоном, или двумя, серии М. Вагоны строились из деталей и узлов моторного вагона, но отличались от него рядом конструктивных решений. Выпускались на разную колею (1м, 1,435м, 1,524м), и разной длины. Позже были переделаны в одностороннюю модель. В трамвайных депо эти вагоны эксплуатировались до 1970 годов, а после были списаны. Несколько сохранившихся трамваев перешли в разряд музейных экспонатов, или памятников.

После того как в России закончилась Гражданская война, наступил коллапс практически во всех сферах народного хозяйства. Коснулся он и городского транспорта в целом, и трамвайного хозяйства в частности. Выпуск подвижного состава во время ведения военных действий, понятное дело был прекращен, люди мобилизованы, цеха – закрыты. Такое положение вещей дало о себе знать в первые мирные годы, когда наметился рост экономики страны и остро встал вопрос о перевозке работающего населения крупных городов. Первая большая партия моторных трамвайных вагонов была заказана столицей Украины, которой на тот момент являлся Харьков, и серия получила название Х.

Первая большая партия прицепных вагонов была заказана Москвой и их серию назвали – М.

Несмотря на одно название, вагоны серии Х были исполнены в различных вариантах. Кроме модели для европейской колеи (1 м), были выпущены вагоны с колесными парами для железнодорожной колеи Европы (1,435 м. в Ростове на Дону). Ширина кузова соответственно тоже была разная (от 2,2 до 2,5 м), несколько Советских областных центров заказали уменьшенные по длине вагоны, в которых вместо восьми окон между дверьми площадок было шесть. У всех вагонов ранних выпусков все сиденья для пассажиров были продольными (24 места), а посадочные площадки отделялись от салона переборками с раздвижными дверями.

Начиная с 1934-го года, выпуск многообразного безобразия был завершен. На смену ему пришла грациозная простота унифицированной модели. В ставших до невозможности одинаковыми вагонах серии Х, изменили планировку салона. Наружные двери ширмовой конструкции заменили на двери створчатой конструкции. Продольные сиденья заменили на поперечные (потеряв 8 сидячих мест, но увеличив общую вместимость вагона) и убрали переборки между салоном и посадочными площадками, что положительно сказалось на скорости посадки людей.

Ввиду большой загрузки Мытищенского завода в других сферах производства (выпуск оборонной техники), выпуск вагонов серии Х был прекращен. Производство перенесли в Усть-Катаевский вагоностроительный завод имени Кирова. С 1937 года вагоны трамваев серий Х и М выпускали уже на нем. Объем выпуска составил 150 единиц продукции в год. В 1941 году усовершенствовали электрооборудование трамваев и первую (оказавшеюся последней) большую партию модернизированных трамваев поставили в Минск. Характерным отличительным признаком этой партии явилась огромная звезда на ограждении лобовой посадочной площадки. Но в связи с началом войны 1941 – 45 годов, и необходимостью выпуска военной продукции, производство вагонов в июне 1941 года было прекращено.

По схеме вагонов серии Х выпускали похожие трамваи в Киеве и в Николаеве, но они (как и послевоенные модели) были уже дугой серии. Всего выпустили более 2000 вагонов серии Х и М. Они были основным подвижным составом советских трамвайных депо в межвоенный период.

Фотографии трамвая сделаны в 2012 году.


tramvai-x-01tramvai-x-02tramvai-x-03tramvai-x-04tramvai-x-05tramvai-x-06tramvai-x-07tramvai-x-08tramvai-x-09tramvai-x-10tramvai-x-11tramvai-x-12tramvai-x-13tramvai-x-14tramvai-x-15tramvai-x-16tramvai-x-17tramvai-x-18tramvai-x-19tramvai-x-20tramvai-x-21tramvai-x-22tramvai-x-23tramvai-x-24tramvai-x-25tramvai-x-26tramvai-x-27tramvai-x-28tramvai-x-29tramvai-x-30tramvai-x-31tramvai-x-32tramvai-x-33tramvai-x-34tramvai-x-35tramvai-x-36


Неподалеку от памятника одесскому трамваю серии Х расположены следующие памятники:

Танк НИ-1

ЗПУ-1

ЗРК С-75 Волхов

Советский бронепоезд

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Область: Одесская
  • Город: Одесса
  • Координаты: 46.374952 30.733607
  • Адрес: ул. Дача Ковалевского
  • Тип: Гражданская техника
  • Состояние памятника: Удовлетворительное

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top