Памятник трамваю серии Х установлен в Одессе, на территории музея-мемориала героической обороны Одессы.
Моторный вагон серии Х – это типовой серийный образец советского двухосного двустороннего высокопольного трамвая. Он выпускался в промежутке между 1927 и 1941 годами. Впервые поставлен в Харьков, по названию которого и была поименована вся серия. Обычно находился в спарке с одним прицепным вагоном, или двумя, серии М. Вагоны строились из деталей и узлов моторного вагона, но отличались от него рядом конструктивных решений. Выпускались на разную колею (1м, 1,435м, 1,524м), и разной длины. Позже были переделаны в одностороннюю модель. В трамвайных депо эти вагоны эксплуатировались до 1970 годов, а после были списаны. Несколько сохранившихся трамваев перешли в разряд музейных экспонатов, или памятников.
После того как в России закончилась Гражданская война, наступил коллапс практически во всех сферах народного хозяйства. Коснулся он и городского транспорта в целом, и трамвайного хозяйства в частности. Выпуск подвижного состава во время ведения военных действий, понятное дело был прекращен, люди мобилизованы, цеха – закрыты. Такое положение вещей дало о себе знать в первые мирные годы, когда наметился рост экономики страны и остро встал вопрос о перевозке работающего населения крупных городов. Первая большая партия моторных трамвайных вагонов была заказана столицей Украины, которой на тот момент являлся Харьков, и серия получила название Х.
Первая большая партия прицепных вагонов была заказана Москвой и их серию назвали – М.
Несмотря на одно название, вагоны серии Х были исполнены в различных вариантах. Кроме модели для европейской колеи (1 м), были выпущены вагоны с колесными парами для железнодорожной колеи Европы (1,435 м. в Ростове на Дону). Ширина кузова соответственно тоже была разная (от 2,2 до 2,5 м), несколько Советских областных центров заказали уменьшенные по длине вагоны, в которых вместо восьми окон между дверьми площадок было шесть. У всех вагонов ранних выпусков все сиденья для пассажиров были продольными (24 места), а посадочные площадки отделялись от салона переборками с раздвижными дверями.
Начиная с 1934-го года, выпуск многообразного безобразия был завершен. На смену ему пришла грациозная простота унифицированной модели. В ставших до невозможности одинаковыми вагонах серии Х, изменили планировку салона. Наружные двери ширмовой конструкции заменили на двери створчатой конструкции. Продольные сиденья заменили на поперечные (потеряв 8 сидячих мест, но увеличив общую вместимость вагона) и убрали переборки между салоном и посадочными площадками, что положительно сказалось на скорости посадки людей.
Ввиду большой загрузки Мытищенского завода в других сферах производства (выпуск оборонной техники), выпуск вагонов серии Х был прекращен. Производство перенесли в Усть-Катаевский вагоностроительный завод имени Кирова. С 1937 года вагоны трамваев серий Х и М выпускали уже на нем. Объем выпуска составил 150 единиц продукции в год. В 1941 году усовершенствовали электрооборудование трамваев и первую (оказавшеюся последней) большую партию модернизированных трамваев поставили в Минск. Характерным отличительным признаком этой партии явилась огромная звезда на ограждении лобовой посадочной площадки. Но в связи с началом войны 1941 – 45 годов, и необходимостью выпуска военной продукции, производство вагонов в июне 1941 года было прекращено.
По схеме вагонов серии Х выпускали похожие трамваи в Киеве и в Николаеве, но они (как и послевоенные модели) были уже дугой серии. Всего выпустили более 2000 вагонов серии Х и М. Они были основным подвижным составом советских трамвайных депо в межвоенный период.
Фотографии трамвая сделаны в 2012 году.
Неподалеку от памятника одесскому трамваю серии Х расположены следующие памятники: