Памятник городскому трамвайному вагону серии Х установлен в городе Киеве, у входа в Подольское трамвайное депо.
После состоявшегося в Ленинграде, в 1925 году, Второго Всероссийского съезда работников трамвая, на котором было принято решение об общем нормальном образце городского трамвайного вагона, в 1926 году Мытищинский Машиностроительный завод (сегодня «Метровагонмаш») построил первые прототипы моторного и прицепного вагонов серии Х - двусторонний вагон, предназначавшийся для эксплуатации - на обычных трамвайных линиях оснащенных оборотными кольцами, треугольниками и на тупиковых линиях.
В 1928 году началось серийного производство прицепных и моторных вагонов. Первая партия новых вагонов была заказана городом Харьковом. Название города и послужило обозначением для всей серии вагонов – трамвай серии Х.
Вагон серии Х основан на тележке рамного типа. Прочность всей конструкции обеспечивается благодаря тяжелой металлической раме, собранной из лонжеронов и ферм. К раме крепятся узлы и агрегаты пневматического и электрического оборудования вагона. На тележке установлен кузов вагона, каркас и наружная обшивка кузова металлические, двери, оконные рамы и внутренняя обшивка вагона выполнены из дерева. Кузов вагона крепится к тележке с помощью полуэллиптических листовых рессор. Все внутренние деревянные элементы вагона и наборные жесткие сиденья лакированны.
Вагоны серии Х оснащены пневматическим оборудованием, обеспечивающим работу тормозной системы трамвая. Управление пневматической системой осуществляется водителем, также в салоне установлен стоп-кран для осуществления аварийной остановки вагона.
Вагон серии Х получал электро энергию от контактной сети с напряжением в 600 Вольт с помощью бугельного токоприемника, установленного на крыше. Вторым проводником цепи являлся рельсовый путь. Электрическая часть вагона состояла из двух тяговых двигателей, ручного контроллера управления и пускотормозных сопротивлений. Прицепной вагон не оснащался исключительно вспомогательным электрооборудованием. Электро энергия для него подавалась с помощью гибких межвагонных кабелей.
Трамвайные вагоны серии Х явились не значительной модернизацией дореволюционных трамвайных вагонов. Основным направлением модернизации явилось упрощение конструкции, а также удешевление производственной стоимости вагона. К нововведениям в трамвае следует отнести остекленные площадки и пневматический тормоз.
Фотографии трамвая сделаны в 2012 году. На фотографиях представлен вагон, производившийся Киевским заводом электротранспорта им. Дзержинского и являвшийся одной из многочисленных разновидностей трамвайного вагона серии Х.
Технические характеристики трамвайного вагона серии Х |
|
Разработка вагона | 1925 год |
Выпуск вагона | 1927 – 1941 года |
Призведено | более 2000 экз. |
Масса вагона | 12 тонн |
Максимальная скорость вагона | 40 км/ч. |
Мест для сидения | 26 |
Мест для стояния | 36 |
Длина вагона | 10074 мм. |
Ширина вагона | 2250 мм. |
Высота вагона | 2330 мм. |
База | 2700 мм. |
База тележки | 2700 мм. |
Число двигателей/тип | 2 / ДМ-1А, 2 / ДТИ-60 |
Мощность двигателей | 52,3 кВт. (ДМ-1А), 55 кВт (ДТИ-60) |
Также на нашем сайте Вы найдете следующие фотографии техники: