Памятник трактору «Универсал-1» установлен в городе Цюрупинск, Херсонской области.
В начале 1930-х годов ХХ столетия был разработан трактор «Универсал». Основным предназначением трактора стала механизация трудоемких работ в процессе обработке пропашных культур. Советские конструкторы разработали новый трактор, взяв за основу конструкцию американского трактора «Фармол», созданного компанией «Интернешнл Харвестер».
Конструкция прототипа претерпела ряд изменений:
- были использованы отечественные материалы и комплектующие;
- применена новая методика расчета и технология изготовления зубчатых зацеплений;
- разработан новый оригинальный передний мост, предназначенный для обработки низкостебельных пропашных культур.
У трактора увеличили просвет и установили узкие колеса. Колея трактора соответствовала размерам большинства принятых на то время междурядий для пропашных культур. В качестве силового агрегата использовался керосиновый карбюраторный двигатель. В состав дополнительного оборудования трактора входил кривошипный подъемник, предназначенный для навесных культиваторов и других орудий. В 1950 году, впервые в СССР, трактора стали комплектовать по заказу гидравлическими подъемниками, предназначенными для установки навесных сельскохозяйственных орудий. Трактор «Универсал-1» по большинству элементов конструкции оказался аналогичен трактору СХТЗ-15/30.
Впервые в мировой практике, советские конструктора разработали две независимые модификации пропашного трактора:
- «Универсал-1» оснащался сближенными передними колесами и был приспособлен для междурядной обработки высокостебельных культур - кукурузы, подсолнечника и поливного хлопка.
- «Унивесал-2» оснащался широко расставленными передними колесами и предназначался для междурядной обработки сахарной свеклы и других низкостебельных пропашных культур.
В 40-х годах дополнительно разработали еще две модификации трактора «Универсал». «Унивесал-3», предназначенный для междурядной обработки богарного хлопка и «Универсал-4», предназначавшийся для установки на нем хлопкоуборочных машин.
На модификации «Универсал-4» впервые в СССР начали устанавливать колеса, снабженные пневматическими шинами. С выпуском тракторов семейства «Универсал», отечественное тракторостроение начало новое для себя направление – производство пропашных тракторов.
Трактора "Универсал" выпускались с 1934 по 1940 года на Ленинградском заводе "Красный Путиловец" и с 1944 по 1955 года Владимирским тракторным заводом.
Технические характеристики трактора можно посмотреть на странице, посвященной памятнику трактору «Универсал-1» установленному в селе Красное, Березанского района, Николаевской области.
Фотографии трактора сделаны в 2012 году.
Неподалеку от памятника трактору "Универсал-1" можно посмотреть следующие памятники: