Памятник троллейбусу Шкода 9ТР установлен на Ангарском перевале в Крыму напротив поста ГАИ.
Этот троллейбус выпускало предприятие из Чехословакии «Шкода-Остров» начиная с 1961 года по 1982. Одна из «легендарных» и массовых моделей применяющихся в СССР – всего эксплуатировалось более пяти тысяч единиц, из которых только на Украине три тысячи. Троллейбусы этой модели поставлялись так же в Болгарию, Афганистан, ГДР, Индию, Румынию и Польшу.
Кузов машины изготавливали в одном из двух возможных вариантов: с двумя или с тремя дверями имеющими ширмовый тип открывания. Использовались пневматический тип открывания дверей, реостатно-контакторная система управления тяговым двигателем. Впервые в Советском Союзе на этих троллейбусах стали использовать значки визуальной коммуникации, которые информировали, что некоторые сидячие места предназначены для беременных, для матерей с маленькими детьми или для инвалидов.
Для использования в странах бывшего Советского Союза производилась специальная модификация троллейбуса с двумя дверями. Это было вызвано с распространенной в СССР оплатой проезда – пассажиры входили через заднюю дверь, где находился кондуктор и выходили через переднюю. Но поставлялись и классические – трехдверные машины, в которых средняя дверь блокировалась, пол выравнивался и устанавливались дополнительные сидячие места (эту модернизацию проводили только на троллейбусах работающих на маршруте Симферополь-Алушта-Ялта.
Троллейбус Шкода - история
Высокий уровень (по тем временам) технических характеристик троллейбуса чехословацкого предприятия, возможность его применения по системе многих единиц, определили высокую популярность этой машины в СССР. В те годы (начало 1960 х), основная часть парка троллейбусов в стране состояла из отечественных машин МТБ-82 и «молодых» ЗиУ-5. После появления на улицах крупных городов чехословацких троллейбусов, и в особенности их сцепок по две машины, которые эксплуатировались на длинных и нагруженных маршрутах, стало понятно, что эта модель может быть достойной альтернативой для отечественных троллейбусов.
Систему многих единиц для троллейбуса Шкода 9Tr разработали как ни странно не в Чехословакии, а в Киеве, где эта модель с 1974 по 1980 год была единственной которую использовали в подвижных составах. Так же широкое распространение этот троллейбус получил в столицах республик Прибалтики – Таллине, Вильнюсе, Риге. В этих городах он так же был единственным троллейбусом в парке. В Риге применяли как двухдверную, так и трехдверную модификацию, машины часто соединяли в составы из двух вагонов.
Отлично зарекомендовали себя троллейбусы Шкода 9Tr при эксплуатации в условиях сложного рельефа, как например в случае с самым длинным в мире горным троллейбусным маршрутом «Симферополь – Ялта». На этой трассе, троллейбусы данной модели используются и по сей день. А начало свое их эксплуатация берет в далеком 1962 году.
В Симферополе до сих пор работает троллейбус Škoda 9Tr выпущенный в 1972 году, и по состоянию на 2013 год – это самый старый линейный троллейбус в СНГ.
Фотографии троллейбуса взяты из открытых источников (как только доберусь в Крым, так обязательно сделаю массу уникальных фотографий троллейбуса и обновлю статью).
Технические характеристики троллейбуса Шкода 9ТР |
|
Завод |
Шкода-Остров |
Выпуск | 1961-1982 г.г. |
Количество выпущенных экземпляров | 7372 штуки |
Масса в снаряженном состоянии | 9,2 тонны |
Номинальная скорость передвижения | 60 км/ч |
Сидячих мест | 37 |
Номинальная вместимость | 93 человека |
Дверей | 2 или 3 |
Дверная формула | 2-2(-2) |
Длина | 11,2 метров |
Двигатель мощностью | 115 кВт |
Рабочее напряжение линии | 550-600 Вольт |
Управление | РКСУ, ТИСУ |
Неподалеку от памятника троллейбусу установлены следующие памятники: