История и развитие тормозных систем

На заре автомобилизма (а именно – в начале XX века), тормоза практически на всех автомобилях были установлены только на задних колесах. Тогда это было вполне обоснованное конструктивное решение (вес автомобиля редко превышал тонну, а скорость – 60 км/час).

Но с появлением более тяжелых и скоростных автомобилей, конструкторы столкнулись с перегревом тормозов. Наблюдался так называемый эффект фединга – при усиленном торможении (водитель что есть силы давит на педаль, тормозные колодки прижаты с максимальным усилием) автомобиль замедляется едва-едва.

Что бы справиться с этим явлением, конструкторы стали применять примитивное водяное охлаждение тормозных барабанов. Но это оказалось временной мерой.

Начиная с 1929 года, решение было найдено в замене материала накладок с хлопчатобумажного тканного ремня пропитанного битумом, асбестотканными накладками (они позволили поднять рабочую температуру с 250 градусов по Цельсию, до 400). Но асбестовая пыль которая выделяется от применения такого материала – канцероген, и использование асбеста в тормозных колодках (в накладках на них) запрещено по экологическим соображениям (например, японские производители тормозных колодок, с продукцией которых можно ознакомиться по адресу http://japan-cars.com.ua/zapchasti/tormoznye_kolodki/, асбест в своей продукции не применяют).

Асбест заменили синтетическими материалами (например, углепластиком), которые в первую очередь испытывали (как, впрочем, и другие технические новшества) на гоночных авто. Применение углепластика сдвинуло температурные рамки фединга за 1000 градусов по Цельсию.

Силовые решения

Первыми усилителями тормозов были вакуумные усилители (появились они еще в 20-х годах прошлого века). Чуть позже на смену вакууму пришла пневматика (как правило на тяжелых грузовиках и автобусах). На легковых автомобилях в качестве усилителя торможения использовалась гидравлическая система. Но для специальной техники, для гоночных автомобилей перечень систем гораздо шире – это и аэродинамические тормоза, и «горный тормоз» (перекрывающий выпускной тракт) и даже тормозной парашют (на драгстерах).

Борьба с барабаном

Тормозной барабан (предшественник дискового тормоза) не самая эффективная конструкция для борьбы с федингом – колодки располагаются в замкнутом пространстве, опорный щит, практически глухой… В общем сплошной накопитель тепла. Сначала конструкторы пробовали решить проблему путем модернизации – увеличивали диаметр тормоза, применяли материал с повышенной теплоотдачей, поставили вместо глухого опорного щита – открытый кронштейн. Но настоящий прорыв в охлаждении наступил с изобретением дискового тормоза, который обдувается потоком воздуха практически со всех сторон. И что примечательно эта конструкция впервые была применена еще в 1952 году на гоночных машинах XK120 фирмы «Jaguar», и успешно распространилась по всему миру и пользуется популярностью по сей день.

Go to top