БМ-13Н «Катюша» на базе грузовика ЗИЛ 157, Одесса

БМ-13Н БМ-13Н http://litnik.pp.ua

Памятник БМ-13Н Катюша установлен в городе Одессе, на территории музея-мемориала героической обороны Одессы.

Эта система залпового реактивного огня во время войны преимущественно монтировалась на поставляемых по «ленд-лизу» Студебеккерах. Но в послевоенные годы, все памятники (по политическим соображениям) были собраны на шасси ЗИЛ-157, который достоин отдельного рассказа. Поскольку этот грузовик не менее легендарен чем Студебеккер, рассказать о нем все, дело достаточно длинное. Проходимость этой машины (к слову сказать выпускаемой в течении долгих тридцати лет) была воистину выдающейся. Огромное количество ее модификаций можно было встретить и в Сибири, и в Средней Азии, и в армиях многих дружественных СССР стран. Действительно, ЗИЛ-157, можно по праву назвать одной из самых примечательных отечественных разработок. Но обратим пристальное внимание на модернизацию (после предшественника ЗИС-151) двигателя.

Опыт использования автомобиля ЗИС-151 показал крайне неудовлетворительные качества (с позиции тяги и динамики) силового агрегата. Двигатель был подвержен перегреву (в особенности при буксировке прицепа), автомобиль расходовал много горючего, и имел низкую среднюю скорость при движении по дорогам с твердым покрытием. При всех вышеперечисленных недостатках, вызывая множество нареканий по части надежности узлов и агрегатов, в частности генератора. К слову сказать, именно конструкторами, работавшими над проектированием ЗИЛ-157, был применен более надежный принцип работы генератора, которым пользуются и до сих пор, производя современные как бензиновые генераторы, так и дизельные генераторы, отличающиеся повышенной эксплуатационной надежностью, и большим сроком службы.

Модернизация двигателя включила в себя замену головки блока на алюминиевую. В компоновке нижне-клапанного рядного шестицилиндрового двигателя (объем 5,55 литров), это позволило увеличить сжатие с 6,0 до 6,2, что дало прирост в мощности в 12 лошадиных сил (так же свою роль сыграла замена карбюратора на более современный) при оборотах двигателя в 2600 оборотов в минуту, и максимальном крутящем моменте в 334 Ньютона на метр.

Была переделана система охлаждения (установлен новый шестилопастный вентилятор, новый радиатор более совершенной конструкции). Так же конструктора заменили масляный насос, уплотнители коленчатого вала, уплотнители помпы, внесли изменения в систему вентиляции картера, сделав ее замкнутой, модернизировали подвеску двигателя, и многое другое. Все эти мероприятия позволили не только повысить надёжность агрегата, но и привели к снижению расхода топлива примерно от семи до двадцати двух процентов.

Фотографии системы реактивного залпового огня БМ-13Н Катюша сделаны в 2012 году. С техническими характеристиками автомобиля ЗиЛ-157 можно ознакомиться на этой странице.


bm-13-01bm-13-02bm-13-03bm-13-04bm-13-05bm-13-06bm-13-07bm-13-08bm-13-09bm-13-10bm-13-11bm-13-12bm-13-13bm-13-14bm-13-15bm-13-16bm-13-17bm-13-18bm-13-19bm-13-20bm-13-21bm-13-22bm-13-23bm-13-24bm-13-25bm-13-26bm-13-27bm-13-28bm-13-29bm-13-30bm-13-31bm-13-32bm-13-33bm-13-34


Неподалеку от памятника автомобилю БМ-13Н расположены следующие памятники:

Корабельное орудие Б-13-П-С

Истребитель танков СУ-100

Трамвай серии Х

Советский бронепоезд

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Область: Одесская
  • Город: Одесса
  • Координаты: 46.374952 30.733607
  • Адрес: ул. Дача Ковалевского
  • Тип: Автомобиль
  • Состояние памятника: Удовлетворительное

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top