Грузовик ЗиС-5, Херсон, предыстория или как все начиналось

ЗиС-5 ЗиС-5 http://litnik.pp.ua

Памятник грузовику ЗиС-5 установлен на въезде в город Херсон. Памятник новый и в отличнейшем состоянии - складывается стойкое ощущение, что на постамент автомобиль заехал своим ходом. Особый шарм памятнику ЗиС-5 придает новая резина (правда к сожалению импортная).

23 июля 1933 года, первая партия грузовых автомобилей ЗиС-5, сошла с конвейеров завода имени Сталина в Москве.

Завод, на котором в дальнейшем производился легендарный автомобиль, берет свое начало в дореволюционном прошлом России. Отцами основателями принято считать торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и компания». Главные владельцы торгового дома – братья Рябушинские (Владимир, Степан и Павел) и инженер технолог – Кузнецов Александр Иванович. Основатели завода предполагали производить полуторатонный грузовик ФИАТ-15 Ter, по лицензии из Италии, и штабные легковые автомобили по лицензии французов (фирма Гочкисс, больше известная как производитель пулеметов). Но как говорится – не задалось.

Откуда ни возьмись, появились люди с одержимым взглядом, одетые в серые шинели и грязные всклокоченные бороды. Вооруженные пехотными винтовками Мосина и запахом перегара изо рта, они взяли Зимний дворец. В стране произошел переворот. Завод был национализирован, братья – успели сбежать во Францию.

До 1918 года, на предприятии успели выпустить около 1317 грузовиков, после – основной деятельностью завода стал ремонт грузовиков Уайт (такой себе автосервис общегосударственного масштаба). Кроме этого, к концу Гражданской войны, было собрано 24 двигателя для танков, один из которых поставили на танк «Борец за свободу товарищ Ленин», а второй на танк «Борец за свободу товарищ Троцкий».

Только в 1924 году руководство страны приняло решение о возрождении производства Фиатов на заводе. Советские конструктора усовершенствовали первоначальный вид, и конструкцию автомобиля. Мощность двигателя увеличили на 20%, изменили систему охлаждения, уменьшили размер маховика, вместо матерчатого тента кабины, установили жесткую крышу. Это был АМО – Ф15.

Начиная с 1927 года, директор завода - Лихачев Иван и руководство, готовится к более серьезному производству. Правительство выделило на реконструкцию предприятия 2 280 000 рублей, для того что бы закупить импортное оборудование, и на другие нужды. К слову сказать, в пересчете на нынешний доллар эта сумма составила бы 49 миллиардов долларов (если брать за основу стоимость золота и ходивший тогда в Советской России золотой рубль, содержавший 0,774235 грамма золота).

Весной 1928 года, в Европу направилась правительственная комиссия. Главный конструктор завода АМО, Ципулин В.И., до первой мировой войны проходил стажировку в компании Мерседес и имел неплохие связи с ее руководством. Но из Мерседесов прототип так и не смогли выбрать – немцы не производили машин, которым по силам было справиться с русским бездорожьем. И летом того же года, комиссия направилась в Америку. По техническим характеристикам подошел грузовик Аутокар из города Эдмор в штате Пенсильвания. Сначала работу по реконструкции завода хотели отдать американцам, но Лихачев сумел убедить руководство страны, что справится сам.

Ограничились покупкой чертежей автомобиля у его бывшего конструктора, купили так же один грузовик для образца. Когда покупка прибыла в Советский Союз, наши конструкторы обнаружили, что по сути автомобиль является «сборной солянкой» из узлов и агрегатов разных производителей, а на заводе в Эдморе проходит только его сборка. Решили поступить так же – покупали комплектующие в Америке - собирали в Москве. Это был АМО-3.

К осени 1931 года, работы по реконструкции завода были завершены, АМО был переименован в завод имени Сталина, а автомобили АМО-3 стали собираться из комплектующих отечественного производства, в которые были внесены кое какие изменения – что-то улучшили, что-то ухудшили. Грузовик собранный полностью из отечественных узлов получил название грузовик ЗиС-5.

Фотографии грузового автомобиля ЗиС-5 сделаны в 2013 году. С техническими характеристиками грузового автомобиля ЗиС-5 можно ознакомиться на странице, посвященной памятнику ЗиС-5 в Гайвороне.


zis-5-01zis-5-02zis-5-03zis-5-04zis-5-05zis-5-06zis-5-07zis-5-08zis-5-09zis-5-10zis-5-11zis-5-12zis-5-13zis-5-14zis-5-15zis-5-16zis-5-17zis-5-18zis-5-19zis-5-20zis-5-21zis-5-22zis-5-23zis-5-24zis-5-25zis-5-26zis-5-27zis-5-28zis-5-29zis-5-30zis-5-31zis-5-32zis-5-33zis-5-34zis-5-35zis-5-36zis-5-37zis-5-38zis-5-39zis-5-40zis-5-41zis-5-42zis-5-43zis-5-44zis-5-45zis-5-46zis-5-47



Неподалеку от памятника грузовику ЗиС-5 можно посетить следующие памятники:

Трактор Универсал-1

Бронекатер проекта 1125

МиГ-19П

БМД-1

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Область: Херсонская
  • Город: Херсон
  • Координаты: 46.674607 32.583893
  • Адрес: Николаевское шоссе
  • Тип: Автомобиль
  • Состояние памятника: Отличное

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top