Самолет Су-17 УМ установлен в музее авиации Жуляны, город Киев.
Семидесятые годы в СССР были сложными для ВВС страны в плане обучения летного состава – в строевые полки приходило большое количество самолетов из семейства Су-17 (истребители-бомбардировщики – экспортное обозначение Су-20 и Су-22) и летчики по необходимости использовали для оттачивания летных навыков устаревшие Су-7УБ (созданные для обучения полетам на самолете Су-7), существенно отличавшиеся от штатных самолетов своими характеристиками.
Ноябрь 1974 года стал месяцем, когда вышло постановление правительства, согласно которому ОКБ Сухого поручалось создать истребитель-бомбардировщик С-52 и его учебно-боевой вариант – С-52У. Планер самолета был разработан с учетом использования современных тому времени комплексов управляемого оружия и кабины, рассчитанной на двух летчиков (в варианте учебно-боевой истребитель-бомбардировщик). Для того что бы улучшить обзор из двух кабин, была перекомпонована носовая часть фюзеляжа – увеличен угол наклона центральной линии первых 12 шпангоутов, и размер фонаря (это повлекло за собой увеличение гаргрота).
Новый фюзеляж имел характерный «горбатый» вид (был хорошо заметен изгиб нижнего контура в носовой его части). На самолете было демонтирована левая пушка НР-30 и установлено новое кресло К-36Д, которое обеспечивало безопасное катапультирование при скоростях от 75 км/ч и до наибольшей скорости полета. Конструкторы так же уменьшили запас горючего внутренних баков и бомбовую нагрузку. Из комплекта управляемого вооружения остались только ракеты Х-25Л и Р-60.
Учебно-боевой истребитель-бомбардировщик был укомплектован оборудованием от Су-17М2, что позволило завершить разработку уже к лету 1975 года. Осенью, летчик-испытатель Кречетов, первый раз поднял этот самолет в воздух. По основаниям предварительного заключения государственных испытаний С-52У, под обозначением Су-17УМ, был запущен в серию в 1976 году. Завершение государственных испытаний машины состоялось весной 1977 года и прошло успешно. Выпускался самолет вплоть до 1981 года.
В середине лета 1978 года, правительство Советского Союза приняло решение, согласно которому самолет Су-17УМ должен был оснащаться оборудованием от самолета Су-17М3, и в сентябре начались заводские испытания доработанного самолета С-52УМ3 которые закончились осенью 1980 года. На следующий год, в мае, его выставили на государственные испытания (на тот момент самолет уже несколько лет производился серийно). Параллельно с испытаниями С-52УМ3, на ремонтных базах ВВС шла доработка выпущенных ранее Су-17У.
В 1983 году правительство приняло решение о возможности экспортных поставок двигателя АЛ-21-Ф3, и это позволило собирать экспортный самолет и самолет предназначавшийся для вооружения ВВС Советского Союза на одном стапеле.
Материал подготовлен при содействии ресурса Кулинар Профи. Фотографии Су-17 УМ сделаны в 2008 году.
Летно-технические характеристики самолета Су-17УМ |
|
Модификация самолета |
СУ-17УМ |
Размах крыла при наименьшей стреловидности | 13,68 метра |
Размах крыла при наибольшей стреловидности | 10,025 метра |
Длина | 18,868 метра |
Высота | 5,13 метра |
Площадь крыла при наименьшей стреловидности | 38,49 кв. м. |
Площадь крыла при наибольшей стреловидности | 34,45 кв. м. |
Масса пустой машины | 11,55 тонны |
Масса максимальная взлетная | 18,8 тонны |
Масса топлива | 4,02 тонны |
Масса топлива (в подвесных топливных баках) | 2,875 тонны |
Тяга двигателей максимальная | 7800 кгс |
Тяга двигателей на форсаже | 11200 кгс |
Скорость максимальная у земли | 1350 км/ч |
Скорость максимальная на высоте | 2230 км/ч (2,1Маха) |
Дальность полета | 1500 км (без подвесных баков) |
Дальность полета |
2500 км (с подвесными баками) |
Максимальная высота полета | 15,4 км |
Экипаж | 2 человека |
Оружие | пушка НР-30 (одна единица), управляемые ракеты Р-60, управляемые ракеты Х-25Л, свободнопадающие бомбы различных модификаций |
Небодалеку от самолета Су-17УМ можно посмотреть следующие памятники: