Самолет Як-38, Жуляны, Киев

Як-38 Як-38 http://litnik.pp.ua

Самолет Як-38 установлен в музее авиации Жуляны, Киев.

Як-38 - советский реактивный самолет, относится к семейству палубных штурмовиков, первый в Союзе самолет использующий вертикальный взлет и посадку, который выпускался серийно. Внутренняя кодификация – изделие ВМ, заводская кодификация – изделие 86, обозначение НАТО – Forger – A (кузнец).

Для создания Як-38, использовали данные, которые получили при разработке и испытаниях опытного образца самолета Як-36. В компоновке самолета использовался один основной подъемно-маршевый двигатель Р-28 и два вспомогательных подъемных двигателя РД-38, которые располагались за кабиной пилота.

На самолетах Як-38, впервые и эксклюзивно была применена система автоматического катапультирования летчика в случае возникновения критических сбоев в работе двигателей или струйного управления как в режиме висения, так и на малых скоростях полета. Серия насчитывает 231 машину разных модификаций, которые были выпущены в период с 1974 по 1989 год. Самолет выпускался авиазаводом в Саратове. Предназначался для базирования на авианосцах проекта 1143.

Перед созданием Як-38, велись работы по самолету вертикального взлета и посадки - Як-36, который первый раз поднялся в воздух в 1964 году. Впервые экспериментальную вертикальную посадку произвели на ПКР «Москва» в 1972 году, для чего на палубе корабля оборудовали специальную площадку, которая возвышалась над уровнем палубы на 300 мм.

Первым строевым летчиком, освоившим короткий взлет на самолете Як-38, стал подполковник Чурилов, под командованием которого находился 311 й отдельный корабельно-штурмовой авиационный полк ВВС Краснознаменного Тихоокеанского флота.

Улучшенный вариант самолета назывался ЯК-38М, был создан в 1985 году и имел два подкрыльевых ПТБ и более совершенное (в отличии от предшественника) вооружение, эффективность которого стала больше на 15 – 20%. Параллельно велись работы над многоцелевым самолетом Як-39, который предполагалось использовать как в качестве штурмовика, так и палубного истребителя-перехватчика, с большей площадью крыла, с более вместительными топливными баками, с многофункциональной РЛС, усовершенствованной БРЭО (особенно в плане защиты информации от внешнего воздействия) и вооружением. Но этот проект не реализовали.

В 1989 году Як-38 испытали в условиях боевых действий в Афганистане, где самолет применялся с ограниченных аэродромов в высокогорной местности. По небоевым причинам был потерян один самолет.

В общем, проект признали неудачным, и интерес моряков флота к нему оказался непродолжительным. Як-38 отличался неспособностью нести нужный боезапас, имел небольшой радиус действия, при использовании самолета в низких широтах при высокой влажности и температуре воздуха, наблюдались частые проблемы со взлетом.

Як-38 быстро приобрел печальную известность лидера в авариях и катастрофах. Правда в силу того что на нем применялась система автоматического катапультирования – жертв было сравнительно немного. К окончанию 80-х годов самолет перестали выпускать, оставшиеся образцы перебазировали на наземные аэродромы, а потом вывели из вооруженных сил.

В 1991 году, ввиду того что машина устарела морально и технически, ее сняли с вооружения ВМФ и передали на базы хранения. Из состава флота вывели так же и авианосцы, на которых базировался этот самолет ввиду того, что предназначавшийся для его замены перспективный Як-141, так и не был выпущен.

Фото Як-38 сделаны в 2008 году.

Технические характеристики самолета Як-38

 
Экипаж 1 чел.
Длина самолета с ПВД 16,37 м.
Высота 4,25 м.
Размах крыла в развернутом положении 7,022 м.
Размах крыла в сложенном положении 4,45 м.
Угол стреловидности° 45
Площадь крыла 18,41, м²
Масса пустого 7 020 кг.
Взлетная масса при использовании вертикального взлета 10 300 кг.
Масса топлива (без использования ПТБ) 2 750, кг.
Скорость максимальная на высоте 1 210 км/ч.
Скорость максимальная у земли 1 100 км/ч.
Потолок практический 11300, м
Максимальная перегрузка 6 g
Стрелково-пушечное вооружение до 4 УПК-23-250 и ВСПУ-36
Точки подвески 5
Боевая нагрузка при разбеге 1500, кг.
Боевая нагрузка при вертикальном взлете 1000, кг.
Ракетное вооружение класса воздух-поверхность Х-25МР или Х-23М
Ракетное вооружение класса воздух-воздух Р-60М или Р-3С
НАР С-24Б, С-5, С-8

yak-38-01yak-38-02yak-38-03yak-38-04yak-38-05yak-38-06yak-38-07yak-38-08yak-38-09yak-38-10yak-38-11yak-38-12yak-38-13yak-38-14yak-38-15yak-38-16yak-38-17yak-38-18yak-38-19yak-38-20yak-38-21yak-38-22yak-38-23


Неподалеку от самолета Як-38 установлены следующие памятники:

Артиллерийский тягач АТС-59Г

Самолет МиГ-25РБ

самолет Ту-22М0

крылатая ракета Х-22

При создании статьи огромну помошь оказал сайт http://checkantiddos.info/

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Область: Киевская
  • Город: Киев
  • Координаты: 50.408189 30.45774
  • Адрес: ул. Медовая
  • Тип: Самолет
  • Состояние памятника: Хорошее

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top