Самолет Ту-134 УБЛ установлен в Полтавском авиационном музее. Самолет Ту-134 УБЛ создавался для летной подготовки пилотов дальней и морской авиации. На этом самолете готовили летчиков бомбардировочной авиации. Обучали пилотированию самолета по приборам, самолетовождению, посадке в директорном и автоматическом режимах.
Проектировался коллективом конструкторов во главе с А.Н. Туполевым. Вначале самолет собирались проектировать взяв за основу проект пассажирского Ту-136, но решено было остановиться на модификации Ту-134Б, которая удовлетворяла требования по подготовке пилотов для Ту-22М. Внешние отличия заключались в конусообразном обтекателе РЛС и хвостовом оперении. Опытные экземпляры изготовили из незаконченных самолетов.
Схема самолета включает в себя низкорасположенное стреловидное крыло, и стреловидное хвостовое оперение. На 1/3 размаха крыла установлены шасси, которые выступают за заднюю кромку крыла. Конструкция корпуса цельнометаллическая, фюзеляж – полумонокок с гладкой обшивкой включенной в силовую схему, подкрепленной шпангоутами и стрингерами, сигарообразной формы круглого сечения с полной герметизацией.
Крыло имеет стреловидную форму, с двумя лонжеронами и средней кессонной частью, в которой располагаются баки с горючим. Двухщелевые закрылки и интерцепторы уменьшают скорость при посадке. В верхней части крыла установлены два аэродинамических гребня.
Оперение хвоста стреловидной формы, Т – образное, с закрепленным в верхней части киля стабилизатором.
Шасси на трех опорах, с трехколесной стойкой в носу, которая убирается назад в направлении полета.
Тележка шасси выполнена с оригинальной рычажной схемой с качающейся стойкой и воспринимает помимо вертикальных нагрузок, еще и горизонтальные. Для устранения рысканий по курсу и крену, в системе управления рулем направления предусмотрен электрогидравлический демпфер. Продольное и поперечное управление осуществляется без применения гидроусилителей. Стабилизатор изменяет угол установки при помощи электромеханического привода и обеспечивает нужные характеристики управляемости самолета в полете на всех режимах.
В силовую установку входит два турбореактивных двигателя Д – 30, мощностью 6800 кгс с устройством реверса для активного торможения.
В учебно-боевой модификации самолет нес на борту РЛС «Рубин – 1», либо более мощную станцию ПН, оптический прицел для бомбометания ПСБ – 11, радиовысотомер РВ – 25, допплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС – 1, радиокомпас АРК – 11, и другое оборудование соответствующее оборудованию Ту-22М.
Была предусмотрена возможность монтажа под центропланом до 4 многозамковых держателей, предназначенных для подвески свободнопадающих бомб. Сбрасываться бомбы могли по одной, или серией.
Ранние выпуски самолета были оснащены штангой дозаправки в воздухе для длительного полета. На следующие выпуски Ту-134 УБЛ, это оборудование не устанавливалось в связи с советско-американской договоренностью по вооружению.
Методика тренировки предусматривала одновременное участие до 12 курсантов. Самолет использовался и для летных экипажей, которые готовили для полетов на стратегических бомбардировщиках Ту-160.
Фотографии самолета предоставлены Медведенко Олегом ака Bams.
Технические характеристики Ту-134 УБЛ |
|
Размах крыльев | 29 метров |
Высота | 9 метров |
Длина корпуса | 42 метра |
Площадь плоскости | 127 кв. м. |
Масса пустого самолета | 29 тонн |
Масса нормальная взлетная | 47,6 тонн |
Масса максимальная взлетная | 49 тонн |
Масса горючего | 14,4 тонны |
Двигатель | Д-30 |
Тяга одного двигателя | 66,7 кН |
Скорость наибольшая | 890 км/ч. |
Дальность полета | 3020 км |
Максимальная высота | 11,8 км |
Количество экипажа | 3 чел |
Неподалеку от памятника самолету Ту-134 УБЛ установлены следующие памятники:
самолет Ту-22КД