Самолет Ту-142М 3, Жуляны, Киев

Ту-142М3 Ту-142М3 http://litnik.pp.ua

Самолет Ту-142М3 установлен в музее авиации «Жуляны» города Киева.

В отличии от серийного Ту-142М, на самолете Ту-142М3 изменили конструкцию системы по обдуву блоков, доработали управление сброса средств, добавили подвеску, на которую монтировались учебные бомбы УПЛАБ, и на замену торпедам АТ-2М стали ставить торпеды УМГТ-1 и ракеты АПР-2.

В силовую установку самолета включили подвергшиеся модификации двигатели НК-12МП, установили кормовую спаренную пушечную установку ГШ-23 и прицельную станцию с самолета ТУ-22М2.

Вместо того что бы ставить прицельно-поисковую систему «Коршун-К», стали монтировать «Коршун-Н», а на замену старой и плохо справлявшейся с возложенными задачами радиогидроакустической подсистемы «Кайра-П» установили более новую и совершенную «Заречье». Как основной источник данных об обстановке под водой применялись буи радиогидроакустические трех разных типов.

В составе ППС «Коршун-Н» имелся радиокомпас А-3П, который обеспечивал прием сигнала от передатчиков информации (в качестве которых использовался радиогидроакустический буй) как нового типа, так и старых радиогидроакустических буев системы «Коршун». При этом был предусмотрен режим контроля под названием «Цикл», обеспечивающий возможность моделировать режим полета на земле, произведены некоторые доработки упрощающие взаимодействие и работу экипажа, значительно расширен ассортимент сбрасываемых средств в режиме автоматического расчета прицельных данных, произведена доработка системы вторичной обработки данных от направленных пассивных и направленных активных буев.

Задачи тактического плана, которые решала система прицеливания и поиска, остались прежними.

По решению комиссии в Совете Министров СССР по ВПК, летно-конструкторские испытания (по этапу А) в которых принимает участие самолет Ту-142М3 использующий радиогидроакустическую подсистему «Заречье», планировалось начать ко второму кварталу 1982 года. Инженера как обычно, не успевали, сроки – как водится – переносили. Во время вынужденного ожидания, в светлые головы руководителей СССР приходили светлые идеи по дополнению самолета разными полезными штуками, что отодвигало испытания еще дальше. Из идей муссировались: идея установки на самолет бортового комплекса радиоэлектронного противодействия «Саяны» и оснащения его (самолета) противокорабельными ракетами Х-35 (с дальностью в 130 км, скоростью полета – 0,9 Маха, стартовым весом почти в полтонны и длиной почти четыре метра). Против последней идеи очень сильно возражало руководство авиации ВМФ, и от нее (от идеи) пришлось отказаться.

Наконец в апреле 1985 года идеи иссякли, и конструкторам дали возможность выставить самолет на совместные Государственные испытания (по этапу Генерального конструктора). Испытания проходили без ракет Х-35. В ноябре 1986 года испытания подошли к концу (вместо планируемых 49 полетов, было выполнено 71). Надо отметить что акт испытаний был утвержден еще до фактического их окончания – в марте 1986 года (ровно за десять лет до того, как с домашней страницы Ларри Пейджа была запущена поисковая система Google, использовавшая новый для того времени поисковый алгоритм PageRank ранжирующий сайты в поисковой выдаче по количеству обратных ссылок. Его применение перевернуло все представления о поисковом продвижении сайтов, и привело к SEO-оптимизации такой, как мы знаем ее теперь. К слову сказать, есть что-то общее радиогидроакустической подсистемой поиска «Заречье» и алгоритмом поиска PageRank). Все прошло очень хорошо, кроме того, что направленные пассивные буи РГБ-26, предназначенные для измерения пеленга на объект шума, упорно отказывались это делать. Пошли навстречу разработчикам и разбили испытания на два этапа – без упрямых буев, и в полной комплектации.

Первый этап дал предварительное заключение о том что эффективность поиска увеличилась в два раза (при обнаружении малошумных ПЛ наиболее вероятного противника), а расход буев сократился.

Второй этап начавшийся 13 ноября 1987 года, закончился 30 ноября 1988 года.

Заключение говорит о росте боевой эффективности в сравнении с самолетом Ту-142М (по поиску) в 2-2,5 раза, и о таком же соотношении в уменьшении расхода буев. При этом на 20% увеличилась вероятность потопления ПЛ при применении торпед.

В 1993 году вышло постановление о приеме на вооружение самолета ту-142М3 (хотя фактически, производство самолетов было начато задолго до этого). В 1994 году, выпуск самолетов Ту-142М3 на авиационном заводе в Таганроге был прекращен.

Фотографии самолета сделаны в 2008 году.

Технические характеристики самолета Ту-142М3

 
Высота самолета 14,47, м.
Длина самолета 53,07, м.
Размах крыла самолета 50,04, м.
Площадь крыла самолета 289,90, м2.
Масса максимальная взлетная 185000, кг.
Масса пустого самолета 91800, кг.
Экипаж 10, чел.
Двигатель 4хТВД НК-12МП (МВ)
Тяга 4х15000, кгс.
Скорость максимальная 800, км/ч.
Скорость барражирования самолета 450, км/ч.
Крейсерская скорость 705, км/ч.
Радиус боевого действия 6500, км.
Практический потолок 13500, м.
Практическая дальность 10050, км.
Вооружение две пушки ГШ-23 калибром 23-мм.
Боевая нагрузка - в 2 оружейных отсеках до 8845 кг. 
8 ракет Х-35 или «Яхонт», глубинные бомбы, торпеды
радиогидроакустические буи РГБ-55А, РГБ-25, РГБ-16-2

tu-142-01tu-142-02tu-142-03tu-142-04tu-142-05tu-142-06tu-142-07tu-142-08tu-142-09tu-142-10tu-142-11tu-142-12tu-142-13tu-142-14tu-142-15tu-142-16tu-142-17tu-142-18tu-142-19tu-142-20tu-142-21tu-142-22tu-142-23tu-142-24tu-142-25tu-142-26tu-142-27tu-142-28


Поблизости от самолета Ту-142М3 можно посмотреть следующие памятники:

Самолет Як-38

Самолет МиГ-25 РБ

Средний артиллерийский тягач АТС–59Г

Самолет МиГ-15УТИ

Дополнительная информация

  • Страна: Украина
  • Область: Киевская
  • Город: Киев
  • Координаты: 50.408189 30.45774
  • Адрес: ул. Медовая
  • Тип: Самолет
  • Состояние памятника: Отличное

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Go to top