Памятник танку Т-34-85 установлен в городе Белая Церковь.
Танк отличался повышенной надежностью и хорошим качеством узлов и агрегатов, при этом были сохранены конструктивные и компоновочные решения боевой машины, которые сохраняли ее высокую ремонтопригодность и делали возможным быстрый ввод в строй танков поврежденных в результате боевых действий.
Особенности танка Т-34-85 в серийном производстве
Резервы конструкции и веса этого танка не были до конца исчерпаны. Конструкция позволила бы и дальше наращивать боевую эффективность машины, а именно:
- реализация торсионной амортизации опорных катков (как в опытном танке Т-43 и в серийном Т-44) позволила бы улучшить динамические характеристики, увеличить объем забронированного пространства путем удаления бортовой шахты пружинного амортизатора в подвеске опорного катка.
- реализация поперечной установки двигателя (как в серийном Т-44) сделала бы возможной перекомпоновку корпуса, для того что бы сместить ось вращения башни немного назад, что позволило бы разгрузить передний опорный каток, и как следствие усилить переднее бронирование корпуса и увеличить объем забронированного пространства.
Средний танк Т-44 выпускавшийся серийно являлся симбиозом серийного танка Т-34-85, и опытного танка Т-43. Усиленная бронезащита корпуса в этом танке была достигнута за счет того, что конструкторы уменьшили его строительную высоту и убрали надгусеничные ниши, что в свою очередь негативно сказалось на величине полезного объема, который компенсировали уменьшив экипаж (у танка Т-34-85 экипаж включал в себя пять человек).
Серия
В течении всего времени, на протяжении которого выпускался танк Т-34-85, заводы незначительно изменяли его конструкцию для того, что бы снизить себестоимость производства, повысить надежность, боевую живучесть и боевую эффективность. В самом процессе производства на заводах работали даже женщины на большом сроке беременности.
Изменялись форма и уменьшался размер балки носовой части корпуса, которая соединяет лобовые листы брони (в более поздних выпусках балку вообще изъяли, а листы сваривали встык). На протяжении 1944 года ввели: крепления для пятизапасных траков на верхней броне, петельные грязевые щитки коробчатой формы, на задней верхней броне стали монтировать малые дымовые шашки.
Серийный танк Т-34-85 (как и его предшественник) при всеобщей унификации в исполнении разных заводов имел индивидуальные мелкие заводские отличия, которые были обусловлены технологической особенностью производства на каждом заводе. Например: использовались разные способы в креплении топливных баков на борту корпуса, разные варианты защитной планки погона башни, после того как поставка резины из США была налажена, опорные катки стали делать только с резиновыми бандажами, развитым оребрением и облегчающей перфорацией. Башни различались по конфигурации, по расположению швов сварки и литья, по количеству и расположению приборов наблюдения, грибков вентиляции. Были разными монтажные узлы, скобы – поручни, расположение и конструкция командирских башенок.
Танк Т-34-85 оснащавшийся пушкой Д-5Т, строился на заводе №112 («Красное Сормово») и отличался по следующим параметрам: цилиндрическая (у основания ствола) маска пушки, амбразурное окно уменьшенной ширины, изменена конструкция телескопического шарнирного прицела, башня не имела электропривода поворота. Цапфы пушки сильно вынесены по отношению к оси поворота башни вперед, башенка командира наоборот – несколько смещена к корме, антенного вывода на башне нет, на башнях танков первых выпусков ставили только один вентиляционный грибок.
Начиная с лета 44 года завод оснащает танк уже другой пушкой – С-53, первые выпущенные танки при этом по внешним признакам похожи на танки с пушкой Д-5Т, а именно: по форме башни, по U – образным монтажным рымам, по расположению баков с горючим и т.д.
Зимой 44 года, руководство завода вынесла на утверждение ГАБТУ несколько предложений, которые касались улучшения компоновки башни: предлагалось заменить 2-х створчатый командирский люк на одностворчатый, ввести безрамную боеукладку на 16 выстрелов, дублировать управление вращением башни, улучшить воздухообмен внутреннего пространства разнеся вентиляторы установленные сзади на крыше башни – один в переднюю часть башни, второй назад. Зимой 45 года из всего вышеперечисленного было внедрено только предложение о замене крышки люка на башенке командира.
Танки, на которых грибки вентиляции были разнесены, завод выпускал уже после войны. На них, по правому борту, отсутствовала смотровая щель.
Фотографии танка сделаны в 2013 году. С техническими характеристиками танка можно ознакомиться на этой странице. Особую благодарность за помощь в написании статьи хочется выразить сайту http://almam.ru
Неподалеку от танка Т-34 можно посмотреть на следующие памятники: