Германская 21-см мортира Mrs.18 установлена в районе монумента героической обороны Севастополя.
Мортира была разработана фирмой Круппа и в 1936 году принята на вооружение вермахта. Этим орудием были оснащены батареи Атлантического вала.
Некоторые английские справочники (ввиду вероятно, длинного ствола мортиры) называют Mrs.18 - пушкой. Такое утверждение несколько далеко от истины. И вот почему. Во-первых, Mrs.18 обладает довольно таки большим углом возвышения (+70 градусов), во-вторых, стрелять под нулевым углом может только на малых зарядах (до заряда № 5). При зарядах больших нежели №5, угол возвышения должен быть минимум 8 градусов, иначе система опрокинется. Все это говорит в пользу того, что Mrs.18 все-таки является классической мортирой.
Ствол состоит из моноблочной трубы, которая свободно вставляется в кожух, из непосредственно кожуха, и казенника. Схема затвора - горизонтально-клиновая. Затвор открывается и закрывается вручную. Тип уравновешивающего механизма - толкающий, пневматический на двух колонках.
Для того что бы зарядить Mrs.18, мортиру следует опустить к углу в ноль градусов (используя привод грубой наводки подъемного механизма) и положив заряд на кокор, вручную (при помощи четырех номеров расчета) поднять его к казенной части и провести заряжание.
К характерным особенностям Mrs.18 можно причислить двойной откат - после выстрела, ствол вначале откатывался по люльке, а потом уже вместе с люлькой - по нижнему станку лафета. Благодаря этому, мортира обладала очень приличной устойчивостью при стрельбе.
При постановке в боевое положение, мортиру опирали (в передней ее части) на опорную плиту, и на хоботковую опору в части задней. Колеса при этом вывешивали. В положении «по-походному», ствол снимали и устанавливали на предназначенную для этого ствольную коробку. Возили мортиру по частям - отдельно лафет с передком, и отдельно ствольную повозку. Скорость транспортировки при этом равнялась примерно 20 км/ч. Но на короткие расстояния (обычно до 6 километров), допускалось перевозить мортиру в неразобранном состоянии (при положении ствола на лафете).
Боекомплект Mrs.18 состоял из бетонобойного снаряда и двух осколочно-фугасных гранат, при ударе которых о грунт, осколки разлетались на 30 метров вперед и на 80 метров в стороны. Большая эффективность действия гранат достигалась при подрыве их на высоте 10 метров. В таком случае осколки летели вперед на 80 метров и в стороны на 90 метров.
Бетонобойный снаряд был в состоянии разрушить бетонную стену толщиной 0,6 метров, кирпичную толщиной до 4 метров, и проникал в песчаный грунт на 7 метров, а в рыхлый грунт на 14 метров.
Фотографии мортиры сделаны в 2012 году и предоставлены Алексеем Ковтуном ака Garret. Материал опубликован при содействии сайта http://ogeologii.ru
Характеристики мортиры Mrs.18 |
|
Калибр орудия | 210,9 миллиметров |
Ствол (длина) | 6510 миллиметров |
Труба (длина) | 6080 миллиметров |
Нарезная часть (длина) | 5274 миллиметра |
Зарядная камора (длина) | 643 миллиметра |
Зарядная камора (объем) | 24,5 литра |
Количество нарезов | 64 |
Угол нарезов | 36/30 градусов |
Глубина нарезов | 2,4 миллиметра |
Ширина нарезов | 5,6 миллиметра |
Вес ствола (с затвором) | 5900 килограмм |
Лафет |
|
Угол вертикальной наводки | от 0 до 70 градусов |
Угол горизонтальной наводки (без перестановки хобота) | 16 градусов |
Угол горизонтальной наводки (с перестановкой хобота) | 360 градусов |
Длина отката (длинного) | 850+1200 миллиметров |
Короткого | 500+1000 миллиметров |
Общая масса | 17,9 тонн |
Масса в боевом положении | 16,7 тонн |
Неподалеку от германской 21-см мортира Mrs.18 можно посмотреть на следующие памятники: