Памятник вертолету Ми-2 установлен в городе Трускавец, Львовской области.
К концу 50-х годов ХХ века, широко распространенный легкий вертолет Ми-1, оснащенный двигателем АИ-26В, перестал соответствовать требованиям времени. Стали появляться проекты модернизации Ми-1 (включая проекты с газотурбинным двигателем) так и не получившие одобрения. В ОКБ №329 под руководством Михаила Леонтьевича Миля появилась идея использования на новом вертолете двухдвигательной газотурбинной силовой установки, которая значительно повысила бы надежность и безопасность вертолета. Вскоре этот проект стал известен как В-2.
Наибольшую инициативу в разработке В-2 проявляло руководство ГВФ, немного позже новым легким вертолетом заинтересовались и военные. В итоге, 30 мая 1960 года, ОКБ Миля получило правительственное задание, в котором предусматривалось создание нового вертолета в пассажирской, сельскохозяйственной, учебной и транспортно-санитарной модификациях. При создании В-2 работниками ОКБ было применено большое количество узлов и агрегатов от вертолета Ми-1. В частности, были использованы несущий винт, трансмиссия, узлы главного редуктора и т. д.
Проектирование силовой установки вертолета В-2 производилось в ленинградском ОКБ-117. ОКБ удалось создать компактный двигатель ГТД-350 мощностью 400 л.с. По техническим характеристикам ГТД-350 значительно уступал иностранным двигателям. Но, благодаря его созданию, сотрудникам ОКБ Миля удалось достаточно быстро спроектировать новый легкий вертолет, сопоставимый габаритам с Ми-1, значительно превышающий его по пассажировместимости (Ми-2 способен брать на борт 8 человек вместо 3) и превосходящий его по летно-техническим характеристикам. В январе 1961 года государственной комиссией был одобрен макет В-2. Первый опытный экземпляр был создан в конце лета 1961 года.
7 октября 1961 года В-2 совершил как первое зависание у земли, так и первый полет на небольшой скорости. В ноябре 1961 года приступили к тестированию на государственных испытаниях вертолета.
Второй опытный В-2 взлетел в декабре. В начале 1962 года вертолет отправили на государственные испытания. 14 мая 1963 года, во время летных испытаний, вторым прототипом вертолета был установлен рекорд скорости для вертолетов в этом классе - 253,818 км./ч. на расстоянии 100 км. Чтобы снизить любое сопротивление, специально для рекордного полета, с вертолета удалили специальное оборудование, колеса главных стоек шасси заменили на ролики, а носовые колеса на лыжи. В 1965 году на этой же машине был вновь установлен новый мировой рекорд - 269,38 км./ч.
Осенью 1962 года первый опытный экземпляр вертолета представили членам советского правительства, а также и представителям Польской Республики. После демонстрации было принято решение о начале серийного производства Ми-2 в Польше. В отличие от такой советской авиатехники, как Ан-2, МиГ-15 и МиГ-17, также лицензионно производившейся в Польше, вертолет Ми-2 к тому времени еще не производился в СССР.
С техническими характеристиками вертолета Вы можете ознакомиться на странице, посвященной памятнику вертолету Ми-2 в НТТУ КПИ.
Фотографии вертолета сделаны в 2012 году.
Расположенные неподалеку памятники:
Танк Т-34
Самолет МиГ-15
Автомобиль ЗиС-5