Памятник Бронепоезду №5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», прозванному немцами «Зеленый призрак», установлен в городе Севастополе, неподалеку от ж/д и автовокзалов города.
Бронепоезд «Железняков» построен на Севастопольском морском заводе 4 ноября 1941 года. Обычные платформы, предназначенные под 60-тонные вагоны, были наращены стальными листами, сшитыми электросваркой и укрепленными армированной бетонной заливкой. На бронеплощадках были установлены пять 100-миллиметровых орудий и 15 пулемётов. Также установили специальную площадку, оснащенную 8-ю миномётами. Кроме бронепаровоза, в состав входил также дополнительный мощный локомотив.
Первым командиром бронепоезда был капитан Саакян. Через месяц командование бронепоездом было передано лейтенанту Чайковскому. Позже командиром бронепоезда стал инженер-капитан М. Ф. Харченко.
На позицию перед «Железняковым» всегда выходила дрезина, проверявшая состояние железнодорожного полотна. После артиллерийского и миномётного удара по заранее разведанным морской пехотой целям, состав мгновенно уходил на участки железной дороги, проходившие через вырубленные в скалах узкие выемки или в тоннели. Это позволяло спрятать бронепоезд от ответного артиллерийского или авиационного удара. В состав бронепоезда входила специальная восстановительная бригада дорожного мастера Никитина, которая ежедневно, под огнем противника, занималась восстановлением повреждённого железнодорожного полотна.
Одно из старых орудий было заменено двумя новыми автоматическими пушками в конце 1941 года. Также, вместо четырёх 82-миллиметровых минометов были установлены три полковых 120-миллиметровых миномета и 3 новых пулемёта.
В течении 1941-1942 годов, бронепоездом «Железняков» было произведено более 140 боевых выходов. 15 июня 1942 года «Железняков» в бою с колонной немецких танков подбил не менее 3 бронированных машин.
26 июня 1942 года, 50 немецкими бомбардировщиками, был нанесен мощный удар по Троицкому тоннелю, в котором базировался бронепоезд. Осколками туннеля была завалена 2-я бронеплатформа. Паровоз вывел уцелевшую бронеплощадку через второй выход, которая вновь открыла огонь по противнику. 27 июня 1942 года немецкой авиацией был обрушен последний выход из тоннеля.
В августе 1942 года, немцами был расчищен Троицкий тоннель для движения поездов. Восстановив бронеплощадки «Железнякова», немцами был создан из них бронесостав «Ойген», вооруженный 105-миллиметровыми гаубицами с переоборудованными лафетами. В мае 1944 года этот бронесостав был взорван немцами при отступлении.
В 70-х годах ХХ столетия, в память о бронепоезде «Железняков», неподалеку от Севастопольского ж/д вокзала установили однотипный паровоз Эл-2500. На паровозе воспроизвели надпись «Смерть фашизму», которая украшала борта бронепоезда. В 90-х годах, рядом с паровозом, был размещен орудийный транспортер ТМ-1-180 оснащенный пушкой Б-1-П, который к реальному бронепоезду никакого отношения не имел.
Паровоз Э - российский и советский грузовой паровоз типа 0-5-0. Проект паровоза несколько лет проходил через различные комиссии и инстанции. В результате многолетних работ был спроектирован практически лучший дореволюционный паровоз, ставший одним из самых надёжных паровозов в мире. Паровоз Э выпускался с 1912 по 1957 года. Кроме России и Советского Союза, паровоз серийно выпускался в целом ряде зарубежных стран. Во время становления экономики Советского Союза, на долю этого паровоза выпал основной объём перевозок по стране. По количеству построенных экземпляров (около 11 тысяч) и по срокам общей продолжительности выпуска, паровоз Э стал абсолютным мировым рекордсменом.
Фотографии бронепоезда сделаны в 2012 году.
Технические характеристики паровоза Э |
|
Осевая формула паровоза
|
0-5-0 |
Годы постройки паровоза | 1912 — 1936, 1943, 1944,1946 — 1957 (39 лет) |
Всего построено | не менее 10 853 экземпляров |
Ширина колеи, мм. | 1525, 1435 |
Длина локомотива, мм. | 11455 - 11906 |
Рабочая масса паровоза, т. |
81,2 - 85,6 |
Масса пустого паровоза, т. | 72,1 - 76,9 |
Конструкционная скорость, км/ч | 55, позже 65 |
Мощность, л.с. | 920 - 1300 |
Cила тяги, кгс | 18100 - 19500 |
Диаметр движущих колёс, мм. | 1320 |
Давление пара в котле, кгс/см2 | 12 - 14 |
Диаметр цилиндров, мм. |
600 (у первых 30 локомотивов)
630 (у нескольких сотен паровозов выпуска 1914—1917 гг.)
позже - 650
|
Ход поршня, мм. | 700 |
Также, в Севастополе можно посмотреть следующие памятники: